КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
от 15 ноября 2021 года № 134
О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах
РАЗДЕЛ I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования
- Настоящий конституционный Закон определяет порядок организации деятельности Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов, принципы осуществления правосудия, полномочия судов и судей, организации деятельности аппаратов судов и их сотрудников, порядок обеспечения и финансирования деятельности Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов.
- Не допускается регламентация предмета регулирования настоящего конституционного Закона в других законах.
На судей Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов, сотрудников аппаратов судей положения законодательства о государственной службе распространяются в той мере, в которой не урегулировано настоящим конституционным Законом.
- В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов.
Статья 2. Осуществление правосудия в Кыргызской Республике
- Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом.
- В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.
Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
- Суды осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.
- Правосудие осуществляется от имени Кыргызской Республики и имеет своим назначением защиту прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства, обеспечение исполнения Конституции Кыргызской Республики (далее — Конституция), законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- В Кыргызской Республике законом могут учреждаться специализированные суды.
- Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 3. Принципы осуществления правосудия
- Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законами Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных законом.
- Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным законом основаниям.
- Суды и судьи Кыргызской Республики осуществляют правосудие независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Кыргызской Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.
- Разбирательство дел в судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных законом.
- Рассмотрение дел в судах очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных законом.
- Рассмотрение дел в судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
- Вступившие в силу судебные акты судов, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения судов и судей являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, некоммерческих организаций, должностных лиц, граждан, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Кыргызской Республики.
Их неисполнение, а равно иное проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную законом.
- Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.
- Деятельность судов может основываться и на других принципах, предусмотренных настоящим конституционным Законом и другими законами.
Статья 4. Верховный суд Кыргызской Республики и местные суды
- Верховный суд Кыргызской Республики (далее — Верховный суд) и местные суды (районные суды, районные суды в городах, городские суды, административные суды, областные суды, Бишкекский городской суд) составляют систему судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, предусмотренным законом.
- Единство системы судов Кыргызской Республики (далее — суды) обеспечивается:
1) общими и едиными принципами правосудия, установленными Конституцией и законами Кыргызской Республики;
2) соблюдением всеми судами единых правил судопроизводства, установленных законами;
3) единообразным применением всеми судами Конституции и законов Кыргызской Республики, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
4) обязательностью исполнения на всей территории Кыргызской Республики судебных актов, вступивших в законную силу;
5) законодательным закреплением единства статуса судей;
6) финансированием судов из республиканского бюджета.
Статья 5. Состав суда при рассмотрении дела
- В суде первой инстанции гражданские, уголовные, экономические, административные, а также иные дела и материалы рассматриваются единолично судьей, а в случаях, предусмотренных законом, коллегиально с участием присяжных заседателей.
- Рассмотрение гражданских, уголовных, экономических, административных, а также иных дел и материалов в судебных коллегиях судов второй инстанции осуществляется в составе трех судей.
- Рассмотрение гражданских, уголовных, экономических, административных, а также иных дел и материалов в судебных коллегиях Верховного суда осуществляется в составе трех судей.
Статья 6. Язык, на котором ведется судопроизводство
- Судопроизводство в Кыргызской Республике ведется на государственном языке или на официальном языке.
- Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика и право выступать в суде на родном языке.
Статья 7. Запрос в Конституционный суд Кыргызской Республики
Если при рассмотрении дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного нормативного правового акта, от которого зависит решение дела, то суд, судья направляет запрос в Конституционный суд Кыргызской Республики.
Статья 8. Символы судебной власти
- На зданиях, занимаемых Верховным судом и местными судами, поднимается Государственный флаг Кыргызской Республики.
- В залах заседаний Верховного суда и местных судов размещаются Государственный флаг Кыргызской Республики и изображение Государственного герба Кыргызской Республики.
- Судьи Верховного суда и местных судов при осуществлении правосудия заседают в мантиях, образцы которых утверждаются Советом судей Кыргызской Республики (далее — Совет судей).
Статья 9. Печать судов
Верховный суд и местные суды имеют печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках.
РАЗДЕЛ II. ВЕРХОВНЫЙ СУД КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Статья 10. Верховный суд
- Верховный суд является высшим органом судебной власти по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам.
- Верховный суд осуществляет пересмотр судебных актов по обращениям участников судебного процесса по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам в порядке, определяемом законом.
- Верховный суд осуществляет принадлежащее ему в соответствии с пунктом 5статьи 85Конституции право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства по вопросам своего ведения.
Статья 11. Основные принципы деятельности Верховного суда и местных судов
Верховный суд и местные суды действуют на основе коллегиальности, гласности, законности, независимости и подчиняются только Конституции и законам Кыргызской Республики.
Статья 12. Состав и структура Верховного суда
- Верховный суд состоит из председателя, 3 заместителей председателя и 31 судьи Верховного суда.
Заместители председателя являются председателями судебных коллегий.
Изменение численности судей Верховного суда допускается только по предложению Совета судей.
- Верховный суд действует в составе:
1) судебной коллегии по уголовным делам и делам о проступках;
2) судебной коллегии по гражданским и экономическим делам;
3) судебной коллегии по административным делам;
4) Пленума Верховного суда.
- В судебных коллегиях Верховного суда для рассмотрения соответствующих дел образуются судебные составы из трех судей.
Статья 13. Порядок избрания судей Верховного суда
- Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет.
- Судьи Верховного суда избираются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее — Жогорку Кенеш) большинством не менее половины голосов от общего числа депутатов по представлению Президента Кыргызской Республики (далее — Президент), основанному на предложении Совета по делам правосудия Кыргызской Республики (далее — Совет по делам правосудия).
- Судьи Верховного суда избираются до достижения предельного возраста.
Статья 14. Порядок назначения председателя Верховного суда, заместителя председателя Верховного суда
- Из числа судей Верховного суда Президент по предложению Совета судей с согласия не менее половины голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша назначает председателя Верховного суда сроком на 5 лет.
- Председатель Верховного суда может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Президентом в случаях, предусмотренных конституционным Законом Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» (далее — конституционный Закон о статусе судей) с согласия не менее половины голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.
- Заместители председателя Верховного суда назначаются Президентом по представлению председателя Верховного суда сроком на 5 лет.
- Заместители председателя Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Президентом на основании представления председателя Верховного суда в случаях, предусмотренных конституционным Закономо статусе судей.
Статья 15. Отстранение от должности и освобождение от должности судьи Верховного суда
Отстранение от должности и освобождение от должности судьи Верховного суда допускается только на основании и в порядке, установленными Конституцией и конституционным Законом о статусе судей.
Статья 16. Компетенция Верховного суда
Верховный суд:
1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции;
2) пересматривает по новым или вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты;
3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Кыргызской Республики, возникающим при рассмотрении судебных дел;
4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 17. Пленум Верховного суда
- Пленум Верховного суда (далее — Пленум) действует в составе председателя Верховного суда, заместителей председателя Верховного суда и судей Верховного суда.
- В заседаниях Пленума вправе участвовать Генеральный прокурор Кыргызской Республики и министр юстиции Кыргызской Республики.
- По приглашению председателя Верховного суда в заседании Пленума могут участвовать судьи местных судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, представители правоохранительных и иных органов.
Статья 18. Компетенция Пленума
Пленум:
1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики; при обсуждении вопросов о даче разъяснений судам по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики может быть заслушана информация председателей и судей местных судов о судебной практике по применению законодательства;
2) утверждает по представлению председателя Верховного суда персональный состав судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного суда;
3) утверждает по представлению председателя Верховного суда инструкцию по делопроизводству в Верховном суде и местных судах, положение об аппарате Верховного суда;
4) утверждает по представлению председателя Верховного суда Научно-консультативный совет при Верховном суде;
5) заслушивает информацию председателя Верховного суда о работе Верховного суда и заместителей председателя Верховного суда — председателей судебных коллегий Верховного суда о деятельности коллегий;
6) принимает Регламент Верховного суда по внутренним вопросам своей деятельности;
7) рассматривает другие вопросы организации и деятельности судов;
8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 19. Порядок работы Пленума
- Пленум созывается председателем Верховного суда по мере необходимости, но не реже одного раза в год. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, а также приглашаемые лица уведомляются не позднее чем за 10 дней до заседания.
- Пленум правомочен решать рассматриваемые вопросы при наличии не менее двух третей его состава.
- Пленум принимает постановления путем открытого голосования большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума.
- Для подготовки проекта постановления по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа судей Верховного суда, судей местных судов и членов Научно-консультативного совета при Верховном суде.
- Постановления Пленума подписываются председателем Верховного суда и секретарем Пленума.
- Постановления Пленума являются обязательными для судов Кыргызской Республики.
- Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей судьи Верховного суда:
1) осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума;
2) организует работу по ведению и своевременному оформлению протокола заседания Пленума;
3) обеспечивает размещение решений Пленума на официальном сайте Верховного суда и опубликование в бюллетене Верховного суда.
Статья 20. Судебные коллегии Верховного суда
- Составы судебных коллегий по представлению председателя Верховного суда утверждаются Пленумом из числа судей Верховного суда.
- Судебные коллегии Верховного суда возглавляют председатели судебных коллегий, являющиеся заместителями председателя Верховного суда.
- Председатель Верховного суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Статья 21. Компетенция судебных коллегий Верховного суда
Судебные коллегии Верховного суда в пределах своих полномочий:
1) рассматривают дела в кассационном порядке, а также пересматривают по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими судебные акты;
2) изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Кыргызской Республики.
Статья 22. Постановления и определения Верховного суда
- По делам, рассмотренным в кассационном порядке, Верховный суд выносит постановления, а по новым и вновь открывшимся обстоятельствам выносит определения, которые подписываются председательствующим и судьями, участвовавшими в заседании судебного состава соответствующей судебной коллегии Верховного суда.
- Судья, входивший в судебный состав соответствующей судебной коллегии, оставшийся при рассмотрении дела при особом мнении, вправе изложить его в письменном виде. Особое мнение судьи в судебном заседании не оглашается, но приобщается к делу.
Статья 23. Частное определение Верховного суда
- Одновременно с принятием постановления, определения по делу судебный состав соответствующей судебной коллегии Верховного суда в необходимых случаях частным определением обращает внимание руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления на установленные в ходе рассмотрения судебного дела факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, преступления или проступка.
- Руководители министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны в течение одного месяца сообщить Верховному суду о мерах, принятых ими по частному определению Верховного суда.
Статья 24. Исполнение постановлений и определений Верховного суда
Постановления и определения Верховного суда по судебным делам являются окончательными и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно по их принятии и исполняются в порядке, установленном законодательством.
Статья 25. Председатель Верховного суда
Председатель Верховного суда:
1) организует деятельность Верховного суда, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного суда;
2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
3) организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики;
4) созывает Пленум и председательствует на его заседаниях;
5) вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного суда при рассмотрении любого дела;
6) распределяет обязанности между заместителями председателя Верховного суда;
7) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;
8) в необходимых случаях вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного суда;
9) обращается с представлением на действия (бездействие) судей Верховного суда и местных судов в Совет судей;
10) вносит Президенту представления для назначения на должности заместителей председателя Верховного суда из числа судей Верховного суда;
11) из числа судей местных судов назначает председателей местных судов и их заместителей;
12) в порядке, предусмотренном Конституцией и конституционным Законом о статусе судей, освобождает от должности председателей местных судов и их заместителей;
13) рассматривает обращения о переводе (ротации) в случаях, определенных конституционным Законом о статусе судей и вносит Президенту представления на перевод (ротацию) судей местных судов;
14) назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Верховного суда;
15) с согласия Совета судей назначает на должность и освобождает от должности директора Судебного департамента при Верховном суде Кыргызской Республики (далее — Судебный департамент) и директора Высшей школы правосудия при Верховном суде Кыргызской Республики (далее — Высшая школа правосудия);
16) осуществляет в установленном порядке международные связи, представляет Верховный суд в отношениях с органами государственной власти, государственными, общественными и иными органами, международными организациями;
17) координирует работу судебных коллегий Верховного суда;
18) вносит на рассмотрение Пленума предложения о награждении ведомственными и государственными наградами Кыргызской Республики судей Верховного суда, местных судов, работников аппарата Верховного суда, аппаратов местных судов, Судебного департамента, Высшей школы правосудия;
19) вносит Президенту представления о награждении государственными наградами Кыргызской Республики судей Верховного суда, местных судов, работников аппарата Верховного суда, аппаратов местных судов, Судебного департамента, Высшей школы правосудия на основании решения Пленума;
20) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;
21) издает приказы по вопросам организации работы судей Верховного суда и местных судов;
22) с учетом объема выполняемой работы на основании решения Совета судей освобождает членов Совета судей от выполнения обязанностей по основному месту работы;
23) вносит на утверждение Пленума состав Научно-консультативного совета при Верховном суде;
24) в случае необходимости в местном суде исполнение обязанностей судьи в данном суде может возложить на судью другого суда на срок не более 6 месяцев;
25) в случае невозможности рассмотрения дела в суде второй инстанции передает дело в другой суд того же уровня;
26) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 26. Заместители председателя Верховного суда
- Председатель Верховного суда имеет трех заместителей, являющихся председателями судебных коллегий Верховного суда по должности.
- Заместители председателя Верховного суда:
1) председательствуют в заседаниях судебных составов судебных коллегий Верховного суда или назначают судей для этого суда;
2) обеспечивают функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы по поручению председателя Верховного суда формируют судебные составы и распределяют дела и судебные материалы;
3) в случае отсутствия председателя Верховного суда по его поручению осуществляют права и обязанности председателя Верховного суда;
4) в соответствии с распределением обязанностей руководят работой структурных подразделений аппарата Верховного суда;
5) представляют Пленуму информацию о деятельности возглавляемой ими судебной коллегии Верховного суда;
6) организуют работу соответствующей судебной коллегии Верховного суда по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;
7) ведут прием граждан и рассматривают их предложения, заявления и жалобы;
8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 27. Судья Верховного суда
Судья Верховного суда:
1) участвует в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного суда;
2) докладывает судебные дела и материалы, поступившие по автоматическому распределению дел, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;
3) в случае технической неисправности автоматизированной системы докладывает судебные дела и материалы, переданные ему по поручению председателя Верховного суда или его заместителей, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;
4) по поручению председателя Верховного суда или заместителя председателя Верховного суда — председателя судебной коллегии Верховного суда председательствует в заседаниях судебного состава соответствующей судебной коллегии Верховного суда;
5) изучает и обобщает судебную практику;
6) разрешает жалобы и заявления граждан, иных физических и юридических лиц;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.
Статья 28. Разрешение Верховным судом вопросов, вытекающих из межгосударственных договоров и соглашений Кыргызской Республики
Верховный суд в пределах своей компетенции разрешает вопросы, вытекающие из межгосударственных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 29. Печатный орган Верховного суда
Верховный суд издает «Бюллетень Верховного суда Кыргызской Республики».
Статья 30. Гражданско-правовой статус Верховного суда
Верховный суд обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, правом выступать в соответствии с законодательством Кыргызской Республики учредителем государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных Верховному суду.
Статья 31. Место постоянного пребывания Верховного суда
- Местом постоянного пребывания Верховного суда является столица Кыргызской Республики — город Бишкек.
- Судебные заседания Верховного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный суд может проводить заседания и в других местах, если он сочтет это необходимым.
- Финансирование расходов Верховного суда, связанных с проведением заседаний не в месте его постоянного пребывания, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение деятельности Верховного суда.
РАЗДЕЛ III. МЕСТНЫЕ СУДЫ
Статья 32. Система местных судов
- Систему местных судов составляют:
1) суды первой инстанции: районные суды, административные суды, районные суды в городе, городские суды;
2) суды второй инстанции: областные суды, Бишкекский городской суд.
- Создание, реорганизация и упразднение местных судов, изменение численности судей местных судов осуществляются законом. При упразднении местных судов вопросы осуществления правосудия, отнесенные к их ведению, передаются в юрисдикцию других судов. Штатные единицы судей упраздняемых судов передаются в другие суды, а судьи переводятся в них в порядке ротации.
- Изменение численности судей местных судов допускается только по предложению Совета судей.
Статья 33. Порядок назначения судей местных судов
- Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
- Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Совета по делам правосудия в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем — до достижения предельного возраста.
Порядок представления и назначения судей местных судов определяется конституционным Законом.
- Из числа судей местных судов председатель Верховного суда назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.
Глава 1. Суды первой инстанции
Статья 34. Состав суда первой инстанции
Суд первой инстанции состоит из председателя суда и судей (судьи), численность которых определяется законом.
Статья 35. Компетенция суда первой инстанции
- Суд первой инстанции:
1) рассматривает гражданские, уголовные, экономические, административные, а также иные дела и материалы;
2) пересматривает (рассматривает) по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, принятые данным судом;
3) обращает к исполнению вступившие в законную силу судебные акты;
4) ведет делопроизводство и судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, ведет учет движения дел и сроков их рассмотрения в суде, обеспечивает хранение судебных дел и материалов;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Судьи судов первой инстанции рассматривают дела единолично, а в случаях и порядке, предусмотренных законом Кыргызской Республики, в отправлении правосудия вправе участвовать граждане Кыргызской Республики.
Статья 36. Председатель суда первой инстанции
- Председатель суда первой инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
1) рассматривает судебные дела;
2) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно распределяет дела и судебные материалы;
3) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;
4) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
5) организует прохождение стажировки кандидатами на должности судей;
6) обращается с представлением на действие (бездействие) судей суда в Совет судей;
7) осуществляет общее руководство работой аппарата суда, вносит представления директору Судебного департамента:
а) о назначении и освобождении государственных служащих аппарата суда;
б) о присвоении специальных классных чинов государственным служащим аппарата суда;
в) о применении в отношении государственных служащих аппарата суда мер поощрения и дисциплинарного взыскания;
8) руководит ведением судебной статистики, организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
9) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- В отсутствие председателя суда исполнение обязанностей председателя по его поручению возлагается на одного из судей этого же суда.
- В суде первой инстанции, состоящем из двух судей, исполнение обязанностей председателя во всех случаях его отсутствия возлагается на другого судью.
- В случае отсутствия судьи или наличия вакансии на должность судьи в местном суде исполнение обязанностей судьи в данном суде может быть возложено на судью другого суда председателем Верховного суда на срок не более 6 месяцев.
Статья 37. Судья суда первой инстанции
Судья суда первой инстанции:
1) рассматривает судебные дела и материалы;
2) по поручению председателя суда, а также в случаях, предусмотренных настоящим конституционным Законом, исполняет обязанности председателя;
3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
4) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;
5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Глава 2. Суды второй инстанции
Статья 38. Структура и состав суда второй инстанции
Суд второй инстанции состоит из председателя, заместителей председателя, судей, численность которых определяется законом.
В суде второй инстанции действуют следующие коллегии:
1) судебная коллегия по уголовным делам и делам о проступках;
2) судебная коллегия по гражданским и экономическим делам;
3) судебная коллегия по административным делам.
Статья 39. Компетенция суда второй инстанции
Суд второй инстанции:
1) осуществляет пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции в апелляционном порядке;
2) пересматривает по новым или вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты в случаях, предусмотренных процессуальными законами;
3) ведет делопроизводство, изучает и обобщает судебную практику, ведет учет движения дел и сроков их рассмотрения в суде, обеспечивает хранение судебных материалов, ведет судебную статистику;
4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
Статья 40. Судебные коллегии суда второй инстанции
- Для рассмотрения гражданских, уголовных, административных, экономических и иных дел в суде второй инстанции образуются соответствующие судебные коллегии.
- Персональный состав судебных коллегий избирается на собрании судей суда второй инстанции с учетом специализации по представлению председателя суда второй инстанции.
- Председатель суда второй инстанции в необходимых случаях вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.
- Заместители председателей судов второй инстанции являются по должности председателями судебных коллегий.
- Дела в судебных коллегиях суда второй инстанции рассматриваются судебными составами из трех судей в порядке и в соответствии с процессуальными законами.
- Судебные коллегии:
1) осуществляет в качестве апелляционной инстанции пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции;
2) изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;
3) осуществляют другие полномочия, предусмотренные законами Кыргызской Республики.
Статья 41. Председатель суда второй инстанции
Председатель суда второй инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
1) распределяет обязанности между заместителями председателя;
2) при необходимости председательствует в судебных заседаниях судебных коллегий;
3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;
4) обращается с представлением на действие (бездействие) судей судов второй и первой инстанций в Совет судей;
5) осуществляет общее руководство работой аппарата суда, вносит представления директору Судебного департамента:
а) о назначении и освобождении государственных служащих аппарата суда;
б) о присвоении специальных классных чинов государственным служащим аппарата суда;
в) о применении в отношении государственных служащих аппарата суда мер поощрения и дисциплинарного взыскания;
6) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;
7) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;
8) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;
9) представляет суд в отношениях с государственными и иными органами и организациями;
10) в случае невозможности рассмотрения дела в суде первой инстанции передает дело в другой суд того же уровня;
11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.
Статья 42. Заместитель председателя суда второй инстанции
- Заместитель председателя суда второй инстанции — председатель судебной коллегии является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:
1) председательствует в судебных заседаниях судебной коллегии;
2) осуществляет в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебной коллегии и аппарата суда;
3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы по поручению председателя суда формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;
4) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;
5) представляет информацию о деятельности судебной коллегии;
6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- В случае отсутствия председателя суда полномочия председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.
Статья 43. Судья суда второй инстанции
Судья суда второй инстанции:
1) участвует в судебных заседаниях судебных составов судебных коллегий;
2) докладывает судебные дела и материалы, поступившие по автоматическому распределению дел, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;
3) в случае технической неисправности автоматизированной системы докладывает судебные дела и материалы, переданные ему по поручению председателя или его заместителей, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;
4) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;
5) по поручению председателя суда или его заместителей председательствует в судебных заседаниях;
6) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
РАЗДЕЛ IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА И МЕСТНЫХ СУДОВ
Статья 44. Финансовое обеспечение деятельности Верховного суда и местных судов
- Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования Верховного суда и местных судов.
- Верховный суд разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в части, касающейся финансирования Верховного суда.
- Судебный департамент разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в части, касающейся финансирования местных судов, по заявкам каждого из местных судов.
- Проекты бюджетов Верховного суда и местных судов направляются в Совет судей для согласования с Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров) в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.
- Кабинет Министров включает в проект республиканского бюджета предложения Совета судей без изменений и в случае наличия разногласий прилагает свое заключение.
- Уменьшение размера бюджетных средств, предусмотренных законом на финансирование Верховного суда и местных судов в текущем финансовом году, допускается только с согласия Совета судей.
- Председатель Совета судей непосредственно участвует в обсуждении проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеше.
- Суды Кыргызской Республики самостоятельно распоряжаются денежными средствами, предусмотренными республиканским бюджетом.
Статья 45. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Верховного суда
- Обеспечение деятельности Верховного суда по пересмотру судебных актов местных судов, а также по иным вопросам, отнесенным законодательством к ведению Верховного суда, обеспечивает аппарат Верховного суда.
- Аппарат Верховного суда:
1) осуществляет организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Верховного суда;
2) изучает и обобщает судебную практику, ведет статистический учет в сфере деятельности Верховного суда;
3) принимает жалобы и заявления, ведет прием граждан, производит рассылку и вручение процессуальных и иных документов, удостоверяет копии документов, проверяет уплату в установленном законом порядке государственной пошлины, судебных расходов, судебных штрафов;
4) осуществляет предварительную подготовку дел к рассмотрению судебными коллегиями Верховного суда;
5) ведет учет движения дел и сроков рассмотрения дел в суде, обеспечивает хранение судебных дел и документов;
6) осуществляет кодификационную, информационно-справочную работу, подготавливает предложения по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего организацию и порядок деятельности судов;
7) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
- Аппарат Верховного суда возглавляет руководитель аппарата, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем Верховного суда.
- Руководитель аппарата Верховного суда работает под непосредственным руководством председателя Верховного суда и осуществляет контрольные и распорядительные функции в деятельности аппарата, назначает на должности работников аппарата суда с согласия председателя Верховного суда и освобождает их от должностей по основаниям, предусмотренным законом о государственной гражданской службе, а также осуществляет контроль за соблюдением регламента Верховного суда.
Для отдельных категорий работников аппарата суда (заместитель руководителя аппарата суда, руководители и заместители структурных подразделений аппарата Верховного суда, советники и помощники председателя Верховного суда), поступающих на государственную гражданскую службу, применяется особый (внеконкурсный) порядок назначения их на должность.
- Работники аппарата Верховного суда, за исключением обслуживающего персонала, находятся на государственной гражданской службе.
Организация деятельности обслуживающего персонала аппарата Верховного суда, в том числе вопросы приема и увольнения с работы, определяются законодательством Кыргызской Республики.
- Структура и штатное расписание аппарата Верховного суда в пределах сметы расходов утверждается Советом судей по представлению председателя Верховного суда.
- Деятельность аппарата Верховного суда регламентируется положением об аппарате Верховного суда, утверждаемым Пленумом по представлению председателя Верховного суда.
Статья 46. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных судов
- Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных судов и органов судейского самоуправления, обеспечение исполнения вступивших в законную силу судебных и иных актов, а также исполнительных документов осуществляется Судебным департаментом.
- Судебный департамент является юридическим лицом.
Организация и деятельность Судебного департамента регламентируется положением, утверждаемым Советом судей по представлению председателя Верховного суда.
- Директор Судебного департамента назначается председателем Верховного суда с согласия Совета судей.
Заместители директора Судебного департамента назначаются председателем Верховного суда по представлению директора Судебного департамента.
- В целях обеспечения деятельности местных судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, ведению судебной статистики и иной деятельности в местных судах действуют аппараты судов. Работники аппаратов местных судов, за исключением обслуживающего персонала, находятся на государственной службе.
- Государственные служащие аппаратов местных судов назначаются и освобождаются от должности директором Судебного департамента по представлению председателя соответствующего местного суда.
- Организация деятельности обслуживающего персонала аппаратов местных судов, в том числе вопросы приема и увольнения с работы, определяются законодательством Кыргызской Республики.
- Предельная численность работников аппаратов местных судов, их структуры и штатные численности устанавливаются в пределах сметы расходов Советом судей по представлению директора Судебного департамента, согласованному с председателями местных судов.
- Деятельность аппаратов местных судов регулируется единым положением об аппарате местного суда, утверждаемым председателем Верховного суда по представлению директора Судебного департамента.
Статья 47. Высшая школа правосудия при Верховном суде
- При Верховном суде действует Высшая школа правосудия, осуществляющая обучение и повышение квалификации судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента.
На деятельность Высшей школы правосудия не распространяется законодательство о профессиональном образовании.
- Организация и деятельность Высшей школы правосудия регламентируется положением, утверждаемым Советом судей по представлению председателя Верховного суда.
- Директор Высшей школы правосудия назначается председателем Верховного суда с согласия Совета судей.
Заместитель директора Высшей школы правосудия назначается председателем Верховного суда по представлению директора Высшей школы правосудия.
Статья 48. Научно-консультативный совет при Верховном суде
- Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном суде образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом по представлению председателя Верховного суда.
- Организация и деятельность Научно-консультативного совета регламентируется положением о нем, утверждаемым Пленумом по представлению председателя Верховного суда.
РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 49. Вступление в силу настоящего конституционного Закона
- Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.
- Со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона признать утратившими силу:
1) Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июля 2003 года № 153 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 10, ст.463);
2) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 10 июля 2004 года № 85 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2004 г., № 11, ст.494);
3) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в законы Кыргызской Республики «О порядке аттестации судей местных судов Кыргызской Республики» и «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 7 июля 2006 года № 105 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., № 7, ст.577);
4) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 7 мая 2007 года № 69 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 5, ст.460);
5) статью 5 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики, в законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах«, «О прокуратуре Кыргызской Республики«, «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений«, «Об общих принципах амнистии и помилования«, «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики» от 25 июня 2007 года № 91 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 6, ст.526);
6) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 23 июня 2008 года № 134 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 6/2, ст.598);
7) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 13 июня 2011 года № 39 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 6, ст.530);
8) статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере доступа к информации» от 27 июля 2016 года № 151 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.869);
9) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 30 июля 2016 года № 154 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.872);
10) статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах«, «Об органах судейского самоуправления«)» от 5 августа 2016 года № 165 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.883);
11) статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 23 декабря 2016 года № 217 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 11, ст.1194);
12) статью 5 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона Кыргызской Республики «О Дисциплинарной комиссии при Совете судей Кыргызской Республики» от 28 июля 2017 года № 149 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 7-8, ст.751);
13) статью 8 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере бюджетного законодательства» от 17 мая 2019 года № 64 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2019 г., № 5, ст.260);
14) статью 4 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых платежах, Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, в законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах«, «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики«)» от 11 апреля 2020 года № 39 (газета «Эркин Тоо» от 28 апреля 2020 года № 34).
Президент Кыргызской Республики | С.Н. Жапаров |
Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики | 30 сентября 2021 года |