RU

Конституционный Закон о Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах

15 ноября 2021

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


от 15 ноября 2021 года № 134


О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах


РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 1. Предмет регулирования


 



  1. Настоящий конституционный Закон определяет порядок организации деятельности Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов, принципы осуществления правосудия, полномочия судов и судей, организации деятельности аппаратов судов и их сотрудников, порядок обеспечения и финансирования деятельности Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов.

  2. Не допускается регламентация предмета регулирования настоящего конституционного Закона в других законах.


На судей Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов, сотрудников аппаратов судей положения законодательства о государственной службе распространяются в той мере, в которой не урегулировано настоящим конституционным Законом.



  1. В Кыргызской Республике не должны издаваться законы, умаляющие статус, независимость и самостоятельность Верховного суда Кыргызской Республики и местных судов.


Статья 2. Осуществление правосудия в Кыргызской Республике


 



  1. Правосудие в Кыргызской Республике осуществляется только судом.

  2. В предусмотренных законом случаях и порядке граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия.


Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.



  1. Суды осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного и иных форм судопроизводства, предусмотренных законом.

  2. Правосудие осуществляется от имени Кыргызской Республики и имеет своим назначением защиту прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина, юридических лиц, общества и государства, обеспечение исполнения Конституции Кыргызской Республики (далее — Конституция), законов, иных нормативных правовых актов и международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

  3. В Кыргызской Республике законом могут учреждаться специализированные суды.

  4. Создание чрезвычайных судов не допускается.


Статья 3. Принципы осуществления правосудия



  1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде, к подсудности которого оно отнесено законами Кыргызской Республики, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  2. Все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтение каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признаку их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным законом основаниям.

  3. Суды и судьи Кыргызской Республики осуществляют правосудие независимо от органов государственной власти и органов местного самоуправления. В Кыргызской Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты и осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

  4. Разбирательство дел в судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных законом.

  5. Рассмотрение дел в судах очное. Заочное производство допускается только в случаях, предусмотренных законом.

  6. Рассмотрение дел в судах осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

  7. Вступившие в силу судебные акты судов, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и иные обращения судов и судей являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, некоммерческих организаций, должностных лиц, граждан, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Кыргызской Республики.


Их неисполнение, а равно иное проявление неуважения к суду влечет ответственность, предусмотренную законом.



  1. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.

  2. Деятельность судов может основываться и на других принципах, предусмотренных настоящим конституционным Законом и другими законами.


Статья 4. Верховный суд Кыргызской Республики и местные суды


 



  1. Верховный суд Кыргызской Республики (далее — Верховный суд) и местные суды (районные суды, районные суды в городах, городские суды, административные суды, областные суды, Бишкекский городской суд) составляют систему судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам, предусмотренным законом.

  2. Единство системы судов Кыргызской Республики (далее — суды) обеспечивается:


1) общими и едиными принципами правосудия, установленными Конституцией и законами Кыргызской Республики;


2) соблюдением всеми судами единых правил судопроизводства, установленных законами;


3) единообразным применением всеми судами Конституции и законов Кыргызской Республики, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;


4) обязательностью исполнения на всей территории Кыргызской Республики судебных актов, вступивших в законную силу;


5) законодательным закреплением единства статуса судей;


6) финансированием судов из республиканского бюджета.


Статья 5. Состав суда при рассмотрении дела


 



  1. В суде первой инстанции гражданские, уголовные, экономические, административные, а также иные дела и материалы рассматриваются единолично судьей, а в случаях, предусмотренных законом, коллегиально с участием присяжных заседателей.

  2. Рассмотрение гражданских, уголовных, экономических, административных, а также иных дел и материалов в судебных коллегиях судов второй инстанции осуществляется в составе трех судей.

  3. Рассмотрение гражданских, уголовных, экономических, административных, а также иных дел и материалов в судебных коллегиях Верховного суда осуществляется в составе трех судей.


Статья 6. Язык, на котором ведется судопроизводство


 



  1. Судопроизводство в Кыргызской Республике ведется на государственном языке или на официальном языке.

  2. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право ознакомления со всеми материалами дела, участие в судебных действиях с помощью переводчика и право выступать в суде на родном языке.


Статья 7. Запрос в Конституционный суд Кыргызской Республики


 


Если при рассмотрении дела в любой судебной инстанции возник вопрос о конституционности закона или иного нормативного правового акта, от которого зависит решение дела, то суд, судья направляет запрос в Конституционный суд Кыргызской Республики.


Статья 8. Символы судебной власти


 



  1. На зданиях, занимаемых Верховным судом и местными судами, поднимается Государственный флаг Кыргызской Республики.

  2. В залах заседаний Верховного суда и местных судов размещаются Государственный флаг Кыргызской Республики и изображение Государственного герба Кыргызской Республики.

  3. Судьи Верховного суда и местных судов при осуществлении правосудия заседают в мантиях, образцы которых утверждаются Советом судей Кыргызской Республики (далее — Совет судей).


Статья 9. Печать судов


 


Верховный суд и местные суды имеют печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики и своим наименованием на государственном и официальном языках.


РАЗДЕЛ II. ВЕРХОВНЫЙ СУД КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


Статья 10. Верховный суд


 



  1. Верховный суд является высшим органом судебной власти по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам.

  2. Верховный суд осуществляет пересмотр судебных актов по обращениям участников судебного процесса по гражданским, уголовным, экономическим, административным и иным делам в порядке, определяемом законом.

  3. Верховный суд осуществляет принадлежащее ему в соответствии с пунктом 5статьи 85Конституции право законодательной инициативы по вопросам своего ведения, а также разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства по вопросам своего ведения.


Статья 11. Основные принципы деятельности Верховного суда и местных судов


 


Верховный суд и местные суды действуют на основе коллегиальности, гласности, законности, независимости и подчиняются только Конституции и законам Кыргызской Республики.


Статья 12. Состав и структура Верховного суда



  1. Верховный суд состоит из председателя, 3 заместителей председателя и 31 судьи Верховного суда.


Заместители председателя являются председателями судебных коллегий.


Изменение численности судей Верховного суда допускается только по предложению Совета судей.



  1. Верховный суд действует в составе:


1) судебной коллегии по уголовным делам и делам о проступках;


2) судебной коллегии по гражданским и экономическим делам;


3) судебной коллегии по административным делам;


4) Пленума Верховного суда.



  1. В судебных коллегиях Верховного суда для рассмотрения соответствующих дел образуются судебные составы из трех судей.


Статья 13. Порядок избрания судей Верховного суда



  1. Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, в том числе судьей не менее 5 лет.

  2. Судьи Верховного суда избираются Жогорку Кенешем Кыргызской Республики (далее — Жогорку Кенеш) большинством не менее половины голосов от общего числа депутатов по представлению Президента Кыргызской Республики (далее — Президент), основанному на предложении Совета по делам правосудия Кыргызской Республики (далее — Совет по делам правосудия).

  3. Судьи Верховного суда избираются до достижения предельного возраста.


Статья 14. Порядок назначения председателя Верховного суда, заместителя председателя Верховного суда


 



  1. Из числа судей Верховного суда Президент по предложению Совета судей с согласия не менее половины голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша назначает председателя Верховного суда сроком на 5 лет.

  2. Председатель Верховного суда может быть досрочно освобожден от занимаемой должности Президентом в случаях, предусмотренных конституционным Законом Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» (далее — конституционный Закон о статусе судей) с согласия не менее половины голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша.

  3. Заместители председателя Верховного суда назначаются Президентом по представлению председателя Верховного суда сроком на 5 лет.

  4. Заместители председателя Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Президентом на основании представления председателя Верховного суда в случаях, предусмотренных конституционным Закономо статусе судей.


Статья 15. Отстранение от должности и освобождение от должности судьи Верховного суда


 


Отстранение от должности и освобождение от должности судьи Верховного суда допускается только на основании и в порядке, установленными Конституцией и конституционным Законом о статусе судей.


 


Статья 16. Компетенция Верховного суда


Верховный суд:


1) в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции;


2) пересматривает по новым или вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты;


3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Кыргызской Республики, возникающим при рассмотрении судебных дел;


4) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.


Статья 17. Пленум Верховного суда


 



  1. Пленум Верховного суда (далее — Пленум) действует в составе председателя Верховного суда, заместителей председателя Верховного суда и судей Верховного суда.

  2. В заседаниях Пленума вправе участвовать Генеральный прокурор Кыргызской Республики и министр юстиции Кыргызской Республики.

  3. По приглашению председателя Верховного суда в заседании Пленума могут участвовать судьи местных судов, члены Научно-консультативного совета при Верховном суде, представители правоохранительных и иных органов.


 


Статья 18. Компетенция Пленума


Пленум:


1) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики и дает разъяснения судам по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики; при обсуждении вопросов о даче разъяснений судам по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики может быть заслушана информация председателей и судей местных судов о судебной практике по применению законодательства;


2) утверждает по представлению председателя Верховного суда персональный состав судебных коллегий и секретаря Пленума из числа судей Верховного суда;


3) утверждает по представлению председателя Верховного суда инструкцию по делопроизводству в Верховном суде и местных судах, положение об аппарате Верховного суда;


4) утверждает по представлению председателя Верховного суда Научно-консультативный совет при Верховном суде;


5) заслушивает информацию председателя Верховного суда о работе Верховного суда и заместителей председателя Верховного суда — председателей судебных коллегий Верховного суда о деятельности коллегий;


6) принимает Регламент Верховного суда по внутренним вопросам своей деятельности;


7) рассматривает другие вопросы организации и деятельности судов;


8) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.


 


Статья 19. Порядок работы Пленума



  1. Пленум созывается председателем Верховного суда по мере необходимости, но не реже одного раза в год. О времени созыва Пленума и вопросах, вносимых на его рассмотрение, члены Пленума, а также приглашаемые лица уведомляются не позднее чем за 10 дней до заседания.

  2. Пленум правомочен решать рассматриваемые вопросы при наличии не менее двух третей его состава.

  3. Пленум принимает постановления путем открытого голосования большинством голосов от общего числа присутствующих на заседании членов Пленума.

  4. Для подготовки проекта постановления по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики Пленум в необходимых случаях образует редакционную комиссию из числа судей Верховного суда, судей местных судов и членов Научно-консультативного совета при Верховном суде.

  5. Постановления Пленума подписываются председателем Верховного суда и секретарем Пленума.

  6. Постановления Пленума являются обязательными для судов Кыргызской Республики.

  7. Секретарь Пленума наряду с выполнением обязанностей судьи Верховного суда:


1) осуществляет организационную работу по подготовке заседаний Пленума;


2) организует работу по ведению и своевременному оформлению протокола заседания Пленума;


3) обеспечивает размещение решений Пленума на официальном сайте Верховного суда и опубликование в бюллетене Верховного суда.


 


Статья 20. Судебные коллегии Верховного суда


 



  1. Составы судебных коллегий по представлению председателя Верховного суда утверждаются Пленумом из числа судей Верховного суда.

  2. Судебные коллегии Верховного суда возглавляют председатели судебных коллегий, являющиеся заместителями председателя Верховного суда.

  3. Председатель Верховного суда в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.


Статья 21. Компетенция судебных коллегий Верховного суда


 


Судебные коллегии Верховного суда в пределах своих полномочий:


1) рассматривают дела в кассационном порядке, а также пересматривают по новым и вновь открывшимся обстоятельствам принятые ими судебные акты;


2) изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;


3) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законами Кыргызской Республики.


 


Статья 22. Постановления и определения Верховного суда


 



  1. По делам, рассмотренным в кассационном порядке, Верховный суд выносит постановления, а по новым и вновь открывшимся обстоятельствам выносит определения, которые подписываются председательствующим и судьями, участвовавшими в заседании судебного состава соответствующей судебной коллегии Верховного суда.

  2. Судья, входивший в судебный состав соответствующей судебной коллегии, оставшийся при рассмотрении дела при особом мнении, вправе изложить его в письменном виде. Особое мнение судьи в судебном заседании не оглашается, но приобщается к делу.


Статья 23. Частное определение Верховного суда



  1. Одновременно с принятием постановления, определения по делу судебный состав соответствующей судебной коллегии Верховного суда в необходимых случаях частным определением обращает внимание руководителей министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления на установленные в ходе рассмотрения судебного дела факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, преступления или проступка.

  2. Руководители министерств, государственных комитетов, административных ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления обязаны в течение одного месяца сообщить Верховному суду о мерах, принятых ими по частному определению Верховного суда.


Статья 24. Исполнение постановлений и определений Верховного суда


Постановления и определения Верховного суда по судебным делам являются окончательными и обжалованию не подлежат, вступают в силу немедленно по их принятии и исполняются в порядке, установленном законодательством.


Статья 25. Председатель Верховного суда


Председатель Верховного суда:


1) организует деятельность Верховного суда, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного суда;


2) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;


3) организует работу по осуществлению контроля за выполнением разъяснений Пленума по вопросам судебной практики по применению законодательства Кыргызской Республики;


4) созывает Пленум и председательствует на его заседаниях;


5) вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий Верховного суда при рассмотрении любого дела;


6) распределяет обязанности между заместителями председателя Верховного суда;


7) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;


8) в необходимых случаях вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного суда;


9) обращается с представлением на действия (бездействие) судей Верховного суда и местных судов в Совет судей;


10) вносит Президенту представления для назначения на должности заместителей председателя Верховного суда из числа судей Верховного суда;


11) из числа судей местных судов назначает председателей местных судов и их заместителей;


12) в порядке, предусмотренном Конституцией и конституционным Законом о статусе судей, освобождает от должности председателей местных судов и их заместителей;


13) рассматривает обращения о переводе (ротации) в случаях, определенных конституционным Законом о статусе судей и вносит Президенту представления на перевод (ротацию) судей местных судов;


14) назначает на должность и освобождает от должности руководителя аппарата Верховного суда;


15) с согласия Совета судей назначает на должность и освобождает от должности директора Судебного департамента при Верховном суде Кыргызской Республики (далее — Судебный департамент) и директора Высшей школы правосудия при Верховном суде Кыргызской Республики (далее — Высшая школа правосудия);


16) осуществляет в установленном порядке международные связи, представляет Верховный суд в отношениях с органами государственной власти, государственными, общественными и иными органами, международными организациями;


17) координирует работу судебных коллегий Верховного суда;


18) вносит на рассмотрение Пленума предложения о награждении ведомственными и государственными наградами Кыргызской Республики судей Верховного суда, местных судов, работников аппарата Верховного суда, аппаратов местных судов, Судебного департамента, Высшей школы правосудия;


19) вносит Президенту представления о награждении государственными наградами Кыргызской Республики судей Верховного суда, местных судов, работников аппарата Верховного суда, аппаратов местных судов, Судебного департамента, Высшей школы правосудия на основании решения Пленума;


20) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб;


21) издает приказы по вопросам организации работы судей Верховного суда и местных судов;


22) с учетом объема выполняемой работы на основании решения Совета судей освобождает членов Совета судей от выполнения обязанностей по основному месту работы;


23) вносит на утверждение Пленума состав Научно-консультативного совета при Верховном суде;


24) в случае необходимости в местном суде исполнение обязанностей судьи в данном суде может возложить на судью другого суда на срок не более 6 месяцев;


25) в случае невозможности рассмотрения дела в суде второй инстанции передает дело в другой суд того же уровня;


26) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.


Статья 26. Заместители председателя Верховного суда



  1. Председатель Верховного суда имеет трех заместителей, являющихся председателями судебных коллегий Верховного суда по должности.

  2. Заместители председателя Верховного суда:


1) председательствуют в заседаниях судебных составов судебных коллегий Верховного суда или назначают судей для этого суда;


2) обеспечивают функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы по поручению председателя Верховного суда формируют судебные составы и распределяют дела и судебные материалы;


3) в случае отсутствия председателя Верховного суда по его поручению осуществляют права и обязанности председателя Верховного суда;


4) в соответствии с распределением обязанностей руководят работой структурных подразделений аппарата Верховного суда;


5) представляют Пленуму информацию о деятельности возглавляемой ими судебной коллегии Верховного суда;


6) организуют работу соответствующей судебной коллегии Верховного суда по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;


7) ведут прием граждан и рассматривают их предложения, заявления и жалобы;


8) осуществляют иные полномочия, предусмотренные настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.


Статья 27. Судья Верховного суда


Судья Верховного суда:


1) участвует в судебных заседаниях судебных коллегий Верховного суда;


2) докладывает судебные дела и материалы, поступившие по автоматическому распределению дел, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;


3) в случае технической неисправности автоматизированной системы докладывает судебные дела и материалы, переданные ему по поручению председателя Верховного суда или его заместителей, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;


4) по поручению председателя Верховного суда или заместителя председателя Верховного суда — председателя судебной коллегии Верховного суда председательствует в заседаниях судебного состава соответствующей судебной коллегии Верховного суда;


5) изучает и обобщает судебную практику;


6) разрешает жалобы и заявления граждан, иных физических и юридических лиц;


7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики.


Статья 28. Разрешение Верховным судом вопросов, вытекающих из межгосударственных договоров и соглашений Кыргызской Республики


Верховный суд в пределах своей компетенции разрешает вопросы, вытекающие из межгосударственных договоров, вступивших в силу в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.


Статья 29. Печатный орган Верховного суда


 


Верховный суд издает «Бюллетень Верховного суда Кыргызской Республики».


Статья 30. Гражданско-правовой статус Верховного суда


Верховный суд обладает правами юридического лица, в том числе правом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, правом выступать в соответствии с законодательством Кыргызской Республики учредителем государственных бюджетных учреждений и иных организаций, подведомственных Верховному суду.


 


Статья 31. Место постоянного пребывания Верховного суда



  1. Местом постоянного пребывания Верховного суда является столица Кыргызской Республики — город Бишкек.

  2. Судебные заседания Верховного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Верховный суд может проводить заседания и в других местах, если он сочтет это необходимым.

  3. Финансирование расходов Верховного суда, связанных с проведением заседаний не в месте его постоянного пребывания, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на обеспечение деятельности Верховного суда.


РАЗДЕЛ III. МЕСТНЫЕ СУДЫ


Статья 32. Система местных судов



  1. Систему местных судов составляют:


1) суды первой инстанции: районные суды, административные суды, районные суды в городе, городские суды;


2) суды второй инстанции: областные суды, Бишкекский городской суд.



  1. Создание, реорганизация и упразднение местных судов, изменение численности судей местных судов осуществляются законом. При упразднении местных судов вопросы осуществления правосудия, отнесенные к их ведению, передаются в юрисдикцию других судов. Штатные единицы судей упраздняемых судов передаются в другие суды, а судьи переводятся в них в порядке ротации.

  2. Изменение численности судей местных судов допускается только по предложению Совета судей.


 


Статья 33. Порядок назначения судей местных судов



  1. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

  2. Судьи местных судов назначаются Президентом по представлению Совета по делам правосудия в первый раз сроком на 5 лет, а в последующем — до достижения предельного возраста.


Порядок представления и назначения судей местных судов определяется конституционным Законом.



  1. Из числа судей местных судов председатель Верховного суда назначает председателей местных судов и их заместителей сроком на 5 лет.


Глава 1. Суды первой инстанции


 


Статья 34. Состав суда первой инстанции


Суд первой инстанции состоит из председателя суда и судей (судьи), численность которых определяется законом.


 


Статья 35. Компетенция суда первой инстанции



  1. Суд первой инстанции:


1) рассматривает гражданские, уголовные, экономические, административные, а также иные дела и материалы;


2) пересматривает (рассматривает) по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в законную силу судебные акты, принятые данным судом;


3) обращает к исполнению вступившие в законную силу судебные акты;


4) ведет делопроизводство и судебную статистику, изучает и обобщает судебную практику, ведет учет движения дел и сроков их рассмотрения в суде, обеспечивает хранение судебных дел и материалов;


5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.



  1. Судьи судов первой инстанции рассматривают дела единолично, а в случаях и порядке, предусмотренных законом Кыргызской Республики, в отправлении правосудия вправе участвовать граждане Кыргызской Республики.


 


Статья 36. Председатель суда первой инстанции



  1. Председатель суда первой инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


1) рассматривает судебные дела;


2) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно распределяет дела и судебные материалы;


3) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;


4) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;


5) организует прохождение стажировки кандидатами на должности судей;


6) обращается с представлением на действие (бездействие) судей суда в Совет судей;


7) осуществляет общее руководство работой аппарата суда, вносит представления директору Судебного департамента:


а) о назначении и освобождении государственных служащих аппарата суда;


б) о присвоении специальных классных чинов государственным служащим аппарата суда;


в) о применении в отношении государственных служащих аппарата суда мер поощрения и дисциплинарного взыскания;


8) руководит ведением судебной статистики, организует работу по изучению и обобщению судебной практики;


9) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;


10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.



  1. В отсутствие председателя суда исполнение обязанностей председателя по его поручению возлагается на одного из судей этого же суда.

  2. В суде первой инстанции, состоящем из двух судей, исполнение обязанностей председателя во всех случаях его отсутствия возлагается на другого судью.

  3. В случае отсутствия судьи или наличия вакансии на должность судьи в местном суде исполнение обязанностей судьи в данном суде может быть возложено на судью другого суда председателем Верховного суда на срок не более 6 месяцев.


 


Статья 37. Судья суда первой инстанции


Судья суда первой инстанции:


1) рассматривает судебные дела и материалы;


2) по поручению председателя суда, а также в случаях, предусмотренных настоящим конституционным Законом, исполняет обязанности председателя;


3) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;


4) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;


5) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.


Глава 2. Суды второй инстанции


 


Статья 38. Структура и состав суда второй инстанции


Суд второй инстанции состоит из председателя, заместителей председателя, судей, численность которых определяется законом.


В суде второй инстанции действуют следующие коллегии:


1) судебная коллегия по уголовным делам и делам о проступках;


2) судебная коллегия по гражданским и экономическим делам;


3) судебная коллегия по административным делам.


 


Статья 39. Компетенция суда второй инстанции


Суд второй инстанции:


1) осуществляет пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции в апелляционном порядке;


2) пересматривает по новым или вновь открывшимся обстоятельствам принятые им судебные акты в случаях, предусмотренных процессуальными законами;


3) ведет делопроизводство, изучает и обобщает судебную практику, ведет учет движения дел и сроков их рассмотрения в суде, обеспечивает хранение судебных материалов, ведет судебную статистику;


4) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.


 


Статья 40. Судебные коллегии суда второй инстанции



  1. Для рассмотрения гражданских, уголовных, административных, экономических и иных дел в суде второй инстанции образуются соответствующие судебные коллегии.

  2. Персональный состав судебных коллегий избирается на собрании судей суда второй инстанции с учетом специализации по представлению председателя суда второй инстанции.

  3. Председатель суда второй инстанции в необходимых случаях вправе привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в другой судебной коллегии.

  4. Заместители председателей судов второй инстанции являются по должности председателями судебных коллегий.

  5. Дела в судебных коллегиях суда второй инстанции рассматриваются судебными составами из трех судей в порядке и в соответствии с процессуальными законами.

  6. Судебные коллегии:


1) осуществляет в качестве апелляционной инстанции пересмотр не вступивших в законную силу судебных актов судов первой инстанции;


2) изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику;


3) осуществляют другие полномочия, предусмотренные законами Кыргызской Республики.


 


Статья 41. Председатель суда второй инстанции


Председатель суда второй инстанции является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


1) распределяет обязанности между заместителями председателя;


2) при необходимости председательствует в судебных заседаниях судебных коллегий;


3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы самостоятельно формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;


4) обращается с представлением на действие (бездействие) судей судов второй и первой инстанций в Совет судей;


5) осуществляет общее руководство работой аппарата суда, вносит представления директору Судебного департамента:


а) о назначении и освобождении государственных служащих аппарата суда;


б) о присвоении специальных классных чинов государственным служащим аппарата суда;


в) о применении в отношении государственных служащих аппарата суда мер поощрения и дисциплинарного взыскания;


6) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда;


7) организует работу по изучению и обобщению судебной практики;


8) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;


9) представляет суд в отношениях с государственными и иными органами и организациями;


10) в случае невозможности рассмотрения дела в суде первой инстанции передает дело в другой суд того же уровня;


11) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим конституционным Законом и законодательством Кыргызской Республики.


 


Статья 42. Заместитель председателя суда второй инстанции



  1. Заместитель председателя суда второй инстанции — председатель судебной коллегии является судьей и наряду с выполнением обязанностей судьи:


1) председательствует в судебных заседаниях судебной коллегии;


2) осуществляет в соответствии с распределением обязанностей руководство работой судебной коллегии и аппарата суда;


3) обеспечивает функционирование автоматизированной системы по формированию судебных составов и распределению дел и судебных материалов между судьями, а в случае технической неисправности автоматизированной системы по поручению председателя суда формирует судебные составы и распределяет дела и судебные материалы;


4) ведет прием граждан, рассматривает их предложения, заявления и жалобы, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;


5) представляет информацию о деятельности судебной коллегии;


6) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.



  1. В случае отсутствия председателя суда полномочия председателя суда по его поручению осуществляет один из заместителей председателя.


 


Статья 43. Судья суда второй инстанции


Судья суда второй инстанции:


1) участвует в судебных заседаниях судебных составов судебных коллегий;


2) докладывает судебные дела и материалы, поступившие по автоматическому распределению дел, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;


3) в случае технической неисправности автоматизированной системы докладывает судебные дела и материалы, переданные ему по поручению председателя или его заместителей, по результатам их рассмотрения готовит проекты судебных актов по ним;


4) изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;


5) по поручению председателя суда или его заместителей председательствует в судебных заседаниях;


6) рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан, за исключением заявлений и жалоб в отношении дел и материалов, находящихся в производстве суда;


7) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.


РАЗДЕЛ IV. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА И МЕСТНЫХ СУДОВ


Статья 44. Финансовое обеспечение деятельности Верховного суда и местных судов



  1. Государство обеспечивает финансирование и надлежащие условия для функционирования Верховного суда и местных судов.

  2. Верховный суд разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в части, касающейся финансирования Верховного суда.

  3. Судебный департамент разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в части, касающейся финансирования местных судов, по заявкам каждого из местных судов.

  4. Проекты бюджетов Верховного суда и местных судов направляются в Совет судей для согласования с Кабинетом Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров) в порядке и сроки, установленные Бюджетным кодексом Кыргызской Республики.

  5. Кабинет Министров включает в проект республиканского бюджета предложения Совета судей без изменений и в случае наличия разногласий прилагает свое заключение.

  6. Уменьшение размера бюджетных средств, предусмотренных законом на финансирование Верховного суда и местных судов в текущем финансовом году, допускается только с согласия Совета судей.

  7. Председатель Совета судей непосредственно участвует в обсуждении проекта республиканского бюджета в Жогорку Кенеше.

  8. Суды Кыргызской Республики самостоятельно распоряжаются денежными средствами, предусмотренными республиканским бюджетом.


 


Статья 45. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Верховного суда



  1. Обеспечение деятельности Верховного суда по пересмотру судебных актов местных судов, а также по иным вопросам, отнесенным законодательством к ведению Верховного суда, обеспечивает аппарат Верховного суда.

  2. Аппарат Верховного суда:


1) осуществляет организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности Верховного суда;


2) изучает и обобщает судебную практику, ведет статистический учет в сфере деятельности Верховного суда;


3) принимает жалобы и заявления, ведет прием граждан, производит рассылку и вручение процессуальных и иных документов, удостоверяет копии документов, проверяет уплату в установленном законом порядке государственной пошлины, судебных расходов, судебных штрафов;


4) осуществляет предварительную подготовку дел к рассмотрению судебными коллегиями Верховного суда;


5) ведет учет движения дел и сроков рассмотрения дел в суде, обеспечивает хранение судебных дел и документов;


6) осуществляет кодификационную, информационно-справочную работу, подготавливает предложения по совершенствованию действующего законодательства, регламентирующего организацию и порядок деятельности судов;


7) осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.



  1. Аппарат Верховного суда возглавляет руководитель аппарата, назначаемый на должность и освобождаемый от должности председателем Верховного суда.

  2. Руководитель аппарата Верховного суда работает под непосредственным руководством председателя Верховного суда и осуществляет контрольные и распорядительные функции в деятельности аппарата, назначает на должности работников аппарата суда с согласия председателя Верховного суда и освобождает их от должностей по основаниям, предусмотренным законом о государственной гражданской службе, а также осуществляет контроль за соблюдением регламента Верховного суда.


Для отдельных категорий работников аппарата суда (заместитель руководителя аппарата суда, руководители и заместители структурных подразделений аппарата Верховного суда, советники и помощники председателя Верховного суда), поступающих на государственную гражданскую службу, применяется особый (внеконкурсный) порядок назначения их на должность.



  1. Работники аппарата Верховного суда, за исключением обслуживающего персонала, находятся на государственной гражданской службе.


Организация деятельности обслуживающего персонала аппарата Верховного суда, в том числе вопросы приема и увольнения с работы, определяются законодательством Кыргызской Республики.



  1. Структура и штатное расписание аппарата Верховного суда в пределах сметы расходов утверждается Советом судей по представлению председателя Верховного суда.

  2. Деятельность аппарата Верховного суда регламентируется положением об аппарате Верховного суда, утверждаемым Пленумом по представлению председателя Верховного суда.


 


Статья 46. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных судов



  1. Организационное, материально-техническое и иное обеспечение деятельности местных судов и органов судейского самоуправления, обеспечение исполнения вступивших в законную силу судебных и иных актов, а также исполнительных документов осуществляется Судебным департаментом.

  2. Судебный департамент является юридическим лицом.


Организация и деятельность Судебного департамента регламентируется положением, утверждаемым Советом судей по представлению председателя Верховного суда.



  1. Директор Судебного департамента назначается председателем Верховного суда с согласия Совета судей.


Заместители директора Судебного департамента назначаются председателем Верховного суда по представлению директора Судебного департамента.



  1. В целях обеспечения деятельности местных судов по осуществлению правосудия, обобщению судебной практики, ведению судебной статистики и иной деятельности в местных судах действуют аппараты судов. Работники аппаратов местных судов, за исключением обслуживающего персонала, находятся на государственной службе.

  2. Государственные служащие аппаратов местных судов назначаются и освобождаются от должности директором Судебного департамента по представлению председателя соответствующего местного суда.

  3. Организация деятельности обслуживающего персонала аппаратов местных судов, в том числе вопросы приема и увольнения с работы, определяются законодательством Кыргызской Республики.

  4. Предельная численность работников аппаратов местных судов, их структуры и штатные численности устанавливаются в пределах сметы расходов Советом судей по представлению директора Судебного департамента, согласованному с председателями местных судов.

  5. Деятельность аппаратов местных судов регулируется единым положением об аппарате местного суда, утверждаемым председателем Верховного суда по представлению директора Судебного департамента.


 


Статья 47. Высшая школа правосудия при Верховном суде



  1. При Верховном суде действует Высшая школа правосудия, осуществляющая обучение и повышение квалификации судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента.


На деятельность Высшей школы правосудия не распространяется законодательство о профессиональном образовании.



  1. Организация и деятельность Высшей школы правосудия регламентируется положением, утверждаемым Советом судей по представлению председателя Верховного суда.

  2. Директор Высшей школы правосудия назначается председателем Верховного суда с согласия Совета судей.


Заместитель директора Высшей школы правосудия назначается председателем Верховного суда по представлению директора Высшей школы правосудия.


 


Статья 48. Научно-консультативный совет при Верховном суде



  1. Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики при Верховном суде образуется Научно-консультативный совет, состав которого утверждается Пленумом по представлению председателя Верховного суда.

  2. Организация и деятельность Научно-консультативного совета регламентируется положением о нем, утверждаемым Пленумом по представлению председателя Верховного суда.


РАЗДЕЛ V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Статья 49. Вступление в силу настоящего конституционного Закона



  1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

  2. Со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона признать утратившими силу:


1) Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 18 июля 2003 года № 153 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2003 г., № 10, ст.463);


2) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 10 июля 2004 года № 85 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2004 г., № 11, ст.494);


3) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в законы Кыргызской Республики «О порядке аттестации судей местных судов Кыргызской Республики» и «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 7 июля 2006 года № 105 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2006 г., № 7, ст.577);


4) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 7 мая 2007 года № 69 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 5, ст.460);


5) статью 5 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Кыргызской Республики, Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики об административной ответственности, Уголовно-исполнительный кодекс Кыргызской Республики, в законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах«, «О прокуратуре Кыргызской Республики«, «О порядке и условиях содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению и обвинению в совершении преступлений«, «Об общих принципах амнистии и помилования«, «О введении в действие Уголовного кодекса Кыргызской Республики» от 25 июня 2007 года № 91 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2007 г., № 6, ст.526);


6) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 23 июня 2008 года № 134 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 6/2, ст.598);


7) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 13 июня 2011 года № 39 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 6, ст.530);


8) статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере доступа к информации» от 27 июля 2016 года № 151 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.869);


9) Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах» от 30 июля 2016 года № 154 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.872);


10) статью 1 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики (в законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах«, «Об органах судейского самоуправления«)» от 5 августа 2016 года № 165 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.883);


11) статью 3 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 23 декабря 2016 года № 217 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 11, ст.1194);


12) статью 5 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона Кыргызской Республики «О Дисциплинарной комиссии при Совете судей Кыргызской Республики» от 28 июля 2017 года № 149 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 7-8, ст.751);


13) статью 8 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере бюджетного законодательства» от 17 мая 2019 года № 64 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2019 г., № 5, ст.260);


14) статью 4 Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (в Гражданский процессуальный кодекс Кыргызской Республики, Кодекс Кыргызской Республики о неналоговых платежах, Административно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики, в законы Кыргызской Республики «О Верховном суде Кыргызской Республики и местных судах«, «Об утверждении структуры местных судов и штатной численности судей местных судов Кыргызской Республики«)» от 11 апреля 2020 года № 39 (газета «Эркин Тоо» от 28 апреля 2020 года № 34).









Президент

Кыргызской Республики
 


С.Н. Жапаров


 










Принят Жогорку Кенешем Кыргызской Республики 30 сентября 2021 года