RU
График приема граждан Пятница с 14.00 до 17.00 ч
Телефон +996 (312) 25-09-52 г. Бишкек, ул. Джунусалиева 171

Конституционный Закон КР О статусе судей Кыргызской Республики

15 ноября 2021

КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ


от 15 ноября 2021 года № 138


О статусе судей Кыргызской Республики


Статья 1. Предмет регулирования



  1. Настоящий конституционный Закон определяет статус судей Кыргызской Республики, гарантии независимости судей, порядок избрания, назначения судей Кыргызской Республики, их перевод (ротацию), освобождение от должности, ответственность, меры материального и социального обеспечения деятельности судей и иные положения, связанные с данным статусом.

  2. Другие законы, касающиеся статуса судей и их компетенции, применяются в той части, в которой они не противоречат настоящему конституционному Закону.


Глава 1. Общие положения


Статья 2. Судьи — носители судебной власти



  1. Судебная власть в Кыргызской Республике принадлежит только судам в лице судей:


1) Конституционного суда Кыргызской Республики (далее — Конституционный суд);


2) Верховного суда Кыргызской Республики (далее — Верховный суд);


3) местных судов Кыргызской Республики (далее — местные суды);


4) специализированных судов, учрежденных законом.



  1. Судьями являются лица, наделенные в порядке, предусмотренномКонституциейКыргызской Республики (далее — Конституция) и настоящим конституционным Законом, полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

  2. Проявление неуважения к суду или судьям влечет установленную законом ответственность.


Статья 3. Законодательство о статусе судей



  1. Законодательство о статусе судей состоит изКонституции, настоящего конституционного Закона, иных законов и нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

  2. Законодательство Кыргызской Республики о государственной службе, труде, социальном, материально-техническом и ином обеспечении, государственном страховании распространяется на судей в части, не урегулированной настоящим конституционным Законом.


Статья 4. Принципы отправления правосудия



  1. При отправлении правосудия судьи руководствуются следующими основными принципами:


1) осуществление правосудия только судом;


2) осуществление правосудия бесплатно в предусмотренных законом случаях;


3) самостоятельность судов и независимость судей;


4) равенство всех перед законом и судом;


5) законность и справедливость;


6) объективность и беспристрастность;


7) уважительное отношение ко всем участникам процесса;


8) ответственность судей;


9) открытость и публичность разбирательства дел во всех судах;


10) обязательность судебных актов;


11) участие граждан в отправлении правосудия в порядке, определенном законом.



  1. Граждане Кыргызской Республики имеют право на бесплатную судебную защиту в предусмотренных законом случаях.

  2. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь толькоКонституциии закону.


Судьи, присяжные заседатели, участвующие в отправлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции и закону.


В Кыргызской Республике не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.



  1. Все равны перед законом и судом.


Судьи осуществляют правосудие беспристрастно, не отдавая предпочтение каким-либо органам, лицам, сторонам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, независимо от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно по другим не предусмотренным законом основаниям.



  1. Вступившие в законную силу судебные акты судов Кыргызской Республики, требования и распоряжения судьи при осуществлении правосудия являются обязательными для всех без исключения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению.


Суды контролируют исполнение вступивших в законную силу судебных актов.


Информация, документы и их копии, необходимые для осуществления правосудия, обязательны к предоставлению по требованию судей.


Неисполнение судебных актов, требований и распоряжений судей влечет ответственность, предусмотренную законом.



  1. Разбирательство дел во всех судах открытое, за исключением дел, подлежащих рассмотрению в закрытом заседании в предусмотренных законом случаях.

  2. Граждане Кыргызской Республики имеют право участвовать в отправлении правосудия в предусмотренных законом случаях.

  3. Требования к гражданам, участвующим в отправлении правосудия в качестве присяжных заседателей, устанавливаются законом.


За время участия в отправлении правосудия присяжным заседателям выплачивается вознаграждение из государственного бюджета в порядке, предусмотренном законодательством Кыргызской Республики.


Статья 5. Статус судьи



  1. Статус судьи определяется повышенными требованиями к его приобретению и прекращению, установлением высоких стандартов к личности обладателя, квалификации и поведению, усилением ответственности за ненадлежащее исполнение судейских полномочий, материальным и социальным обеспечением и иными гарантиями, соответствующими высокому статусу.

  2. Статус судьи у лица возникает со дня вступления в должность судьи соответствующего суда и прекращается со дня издания акта об освобождении судьи от должности и прекращения полномочий судьи в соответствии с настоящим конституционным Законом. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.

  3. Судьи всех судов Кыргызской Республики обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями, определяемыми законодательством об организации и процессуальной деятельности соответствующих судов.

  4. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи и иных предусмотренных законом обстоятельств присваиваются квалификационные классы.

  5. Установление различий в размере заработной платы в зависимости от занимаемой должности, а также в размерах выходных пособий при выходе в отставку или прекращении статуса и другие различия, определенные настоящим конституционным Законом в зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных обстоятельств, не означают изменения статуса.


Статья 6. Присяга судьи



  1. Осуществление полномочий избранными или назначенными судьями Кыргызской Республики начинается со дня принесения присяги.


В торжественной обстановке приносится присяга следующего содержания:


«Я, …, вступая в должность судьи Кыргызской Республики, перед своим Отечеством и своим народом клянусь:


честно, добросовестно, беспристрастно и справедливо осуществлять правосудие в соответствии с Конституцией и законами Кыргызской Республики;


строго соблюдать правила Кодекса чести судьи Кыргызской Республики.».



  1. Присяга судей Конституционного суда, Верховного суда приносится на заседании Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (далее — Жогорку Кенеш) в день их избрания.

  2. Присяга судей местных судов приносится на собрании судей Верховного суда не позднее 5 дней со дня их назначения.


Судья местного суда, переведенный из одного местного суда в другой, к присяге не приводится.


Статья 7. Требования, предъявляемые к судье в соответствии с его статусом



  1. Судья обязан:


1) неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Кыргызской Республики, быть верным присяге судьи;


2) соблюдать требования Кодекса чести судьи Кыргызской Республики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет и достоинство судьи;


3) противостоять попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия;


4) соблюдать тайну совещания судей;


5) декларировать свое имущество, доходы и расходы в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;


6) соблюдать правила трудового распорядка.



  1. Судья не вправе:


1) быть представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц в судах и других государственных органах;


2) допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;


3) разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;


4) пользоваться подарками, полученными в связи с протокольными и другими официальными мероприятиями. Такие подарки признаются государственной собственностью и передаются судьей по акту в суд, в котором он занимает должность судьи, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Судья, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным и другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кыргызской Республики;


5) принимать без разрешения Совета судей Кыргызской Республики (далее — Совет судей) почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий;


6) выезжать в служебные командировки за пределы Кыргызской Республики за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда, Верховного суда, Совета судей с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;


7) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Кыргызской Республики иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Кыргызской Республики, международными договорами Кыргызской Республики или договоренностями на взаимной основе Конституционного суда, Верховного суда с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;


8) участвовать в забастовках и митингах;


9) осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать должность судьи с депутатской деятельностью или деятельностью в государственных органах и органах местного самоуправления, другой оплачиваемой работой, за исключением:


а) педагогической, научной, экспертной и творческой деятельности, дополнительно оплачиваемой из средств, не запрещенных законодательством, по согласованию с председателем соответствующего суда. Осуществление указанной деятельности не должно отражаться на количестве и качестве выполняемой работы по месту работы судьи;


б) участия в деятельности органов судейского самоуправления (съезда, Совета и собраний судей), комиссий Совета судей, Совета по делам правосудия Кыргызской Республики (далее — Совет по делам правосудия).



  1. Судьи не могут состоять в партиях, выступать в поддержку или против какой-либо политической партии.


Статья 8. Основные права судьи



  1. Судья имеет право в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим конституционным Законом и принятыми на его основе другими законами:


1) на перевод (ротацию) в другой суд;


2) на назначение председателем или заместителем председателя суда, а также избрание в органы судейского самоуправления, в Совет по делам правосудия;


3) на отставку;


4) требовать опровержения или признания необоснованными любых обвинений в отношении него о нарушении требований безупречности поведения судьи;


5) на содействие со стороны государства и органов судейского самоуправления в реализации его законных интересов;


6) на обеспечение гарантий, установленных настоящим конституционным Законом.



  1. Перечисление в части 1 настоящей статьи прав не ограничивает другие права гражданина, являющегося судьей, предоставленныеКонституциейгражданам Кыргызской Республики, если реализация этих прав не вступает в противоречие с высоким статусом судьи.


Статья 9. Повышение квалификации судей



  1. Судья обязан повышать квалификацию.


Повышение квалификации судей осуществляется в соответствии с учебными программами не реже одного раза в 3 года с сохранением на этот период заработной платы.



  1. Порядок и сроки прохождения судьей повышения квалификации определяются председателями Конституционного суда, Верховного суда и Советом судей.

  2. Повышение квалификации судей осуществляется за счет средств республиканского бюджета, а также иных источников, не запрещенных законодательством.


Статья 10. Безупречность поведения судей



  1. Судья занимает свою должность и сохраняет свои полномочия до тех пор, пока его поведение является безупречным.

  2. Под нарушением требований безупречности понимается несовместимое с высоким званием судьи существенное либо систематическое совершение судьей дисциплинарных проступков (проступка), предусмотренных частью 2статьи 31настоящего конституционного Закона.


Статья 11. Символы судебной власти



  1. При осуществлении правосудия судьи облачаются в мантии и выносят решение от имени Кыргызской Республики.

  2. В залах судебных заседаний вывешиваются Герб и Флаг Кыргызской Республики.

  3. Избранным и назначенным судьям Кыргызской Республики выдаются удостоверения.


Удостоверение судьи Конституционного суда, Верховного суда выдается Торага Жогорку Кенеша.


Удостоверение председателя, заместителя председателя Конституционного суда, Верховного суда выдается Президентом Кыргызской Республики (далее — Президент).


Удостоверение судьи местного суда выдается Президентом.


Удостоверение председателя, заместителя председателя местного суда выдается Президентом по представлению председателя Верховного суда.


Статья 12. Квалификационные классы судей



  1. Судьям в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, качества осуществления правосудия, безупречного поведения присваиваются квалификационные классы.

  2. Квалификационные классы подразделяются на:


1) пятый квалификационный класс;


2) четвертый квалификационный класс;


3) третий квалификационный класс;


4) второй квалификационный класс;


5) первый квалификационный класс;


6) высший квалификационный класс.



  1. Квалификационные классы присваиваются судьям Президентом по представлению Совета судей.


Статья 13. Порядок присвоения квалификационного класса судье Кыргызской Республики



  1. Квалификационные классы присваиваются:


1) судьям местных судов — пятый-второй квалификационные классы;


2) судьям Конституционного суда, Верховного суда — первый и высший квалификационные классы.


Судьям местных судов с учетом стажа работы, качества осуществления правосудия, безупречного поведения может быть присвоен первый квалификационный класс.



  1. Судье местного суда, впервые назначенному на должность и не имеющему квалификационного класса, присваивается пятый квалификационный класс не ранее 6 месяцев со дня назначения.

  2. Очередной квалификационный класс может быть присвоен судье не ранее 3 лет с момента последнего присвоения квалификационного класса. При этом 3-годичный срок не включает в себя срок, в период которого полномочия судьи не осуществлялись. В случае применения в отношении судьи дисциплинарного взыскания течение 3-годичного срока приостанавливается до дня, когда дисциплинарное взыскание будет считаться погашенным.

  3. Судьи, которым присвоены квалификационные классы, состоят в них пожизненно. При присвоении очередного квалификационного класса предыдущий квалификационный класс утрачивается.

  4. Лишение судьи квалификационного класса допускается только в судебном порядке как вид дополнительного наказания, назначенного приговором суда по уголовному делу.


Статья 14. Доплата к квалификационным классам


Судьям, имеющим квалификационные классы, устанавливаются доплаты к должностным окладам в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.


Глава 2. Гарантии независимости судей


Статья 15. Независимость судьи



  1. Независимость судьи обеспечивается:


1) осуществлением правосудия в порядке, предусмотренном только законом;


2) запретом, под угрозой ответственности, вмешательства в деятельность судьи с чьей бы то ни было стороны;


3) несменяемостью судьи;


4) неприкосновенностью судьи;


5) обязательностью предоставления судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу;


6) функционированием органов судейского самоуправления;


7) правом на отставку.



  1. Гарантии независимости судьи, предусмотренныеКонституциейи настоящим конституционным Законом, не могут быть отменены либо снижены ни при каких обстоятельствах.


Статья 16. Недопустимость вмешательства в деятельность судьи



  1. Запрещается всякое вмешательство в деятельность по осуществлению правосудия. Лица, виновные во вмешательстве в деятельность судьи по осуществлению правосудия, несут ответственность, предусмотренную законом.

  2. Никто не вправе требовать от судьи отчета по конкретному судебному делу.

  3. Судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в его производстве дел, представлять дела кому бы то ни было для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом.


Статья 17. Несменяемость судьи



  1. Судьи всех судов Кыргызской Республики несменяемы. Они занимают свои должности и сохраняют свои полномочия в пределах конституционного срока.

  2. Судья не может быть досрочно освобожден или отстранен от должности либо его полномочия не могут быть приостановлены или прекращены не иначе, как в порядке и по основаниям, установленнымКонституциейи настоящим конституционным Законом.

  3. Судья, осуществляющий свои полномочия в местном суде, находящемся в одном регионе республики, может быть в порядке перевода (ротации) направлен в другой местный суд на равнозначную должность для осуществления полномочий судьи этого местного суда только в случаях и по основаниям, предусмотренным настоящим конституционным Законом.


Не считается нарушением требования несменяемости судьи в случае направления судьи, осуществляющего свои полномочия в одном местном суде, в другой местный суд в порядке перевода (ротации), осуществляемого в случаях и по основаниям, предусмотренным настоящим конституционным Законом.


Статья 18. Неприкосновенность судьи



  1. Судья обладает правом неприкосновенности и не может быть задержан и арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, кроме случаев, когда он застигнут на месте совершения преступления.


Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой правоохранительный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению.



  1. Судья, в том числе после прекращения своих полномочий и освобождения от занимаемой должности, не может быть привлечен к уголовной и иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, за противоправные деяния, совершенные им в период осуществления полномочий судьи, в ином порядке, чем установлено настоящим конституционным Законом.

  2. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом в целях обеспечения безопасности других людей.


Глава 3. Порядок избрания судей Конституционного суда, Верховного суда, назначения и освобождения председателя и заместителей председателя Конституционного суда, Верховного суда


Статья 19. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда, Верховного суда, порядок их избрания



  1. Судьей Конституционного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением академической степени «магистр» при наличии академической степени «бакалавр» по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, владеющий государственным и официальным языками.


Судьей Верховного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 40 лет и не старше 70 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением академической степени «магистр» при наличии академической степени «бакалавр» по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет, в том числе судьей — не менее 5 лет, владеющий государственным и официальным языками.



  1. В стаж работы по юридической профессии, требуемый для занятия должности судьи Конституционного суда, Верховного суда, засчитывается время работы на должностях, предусмотренных для судей местных судов, установленных частью 3статьи 21настоящего конституционного Закона.

  2. Судьи Конституционного суда, Верховного суда избираются не менее половиной голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, основанному на предложении Совета по делам правосудия, с учетом гендерного представительства не более 70 процентов лиц одного пола, до достижения предельного возраста.

  3. Отбор кандидатов на замещение вакантной должности судьи Конституционного суда, Верховного суда осуществляется Советом по делам правосудия на конкурсной основе.


Конкурс на замещение вакантной должности судьи Конституционного суда, Верховного суда осуществляется путем проведения конкурсного отбора в порядке, установленном статьей 24 настоящего конституционного Закона.



  1. Совет по делам правосудия объявляет конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи Конституционного суда, Верховного суда не позднее 60 дней до достижения предельного возраста судьи Конституционного суда, Верховного суда либо не позднее 20 дней со дня досрочного прекращения полномочий судьи Конституционного суда, Верховного суда или досрочного освобождения его от должности.

  2. Заявление на участие в конкурсе должно быть подано претендентом в Совет по делам правосудия в течение 14 дней со дня публикации объявления.


К заявлению прилагаются:


1) копия паспорта;


2) нотариально заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании и архивная справка об окончании;


3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;


4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение 6 месяцев перед участием в конкурсе.


К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.


Действующие судьи Кыргызской Республики вправе участвовать в конкурсном отборе на должности судей Конституционного суда, Верховного суда путем подачи заявлений.


Личные дела судей Кыргызской Республики, подавших заявление на участие в конкурсе, представляются в Совет по делам правосудия аппаратами Конституционного суда, Верховного суда и Судебным департаментом.



  1. После завершения приема заявлений и по результатам конкурсного отбора Совет по делам правосудия в течение 10 рабочих дней вносит Президенту кандидатуру для избрания на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда.

  2. В случае отсутствия у претендентов обстоятельств, препятствующих избранию кандидата на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда, Президент представляет их в Жогорку Кенеш в течение 10 рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных частью 10 настоящей статьи.


Президент вправе возвратить Совету по делам правосудия материалы по представленной кандидатуре на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда мотивированным решением в течение 10 рабочих дней со дня поступления предложения.



  1. Если Совет по делам правосудия в течение 10 рабочих дней не установит обстоятельств, препятствующих избранию кандидата на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда, то Совет по делам правосудия повторно вносит Президенту предложение по этой же кандидатуре.


Решение о повторном внесении Президенту ранее предложенной кандидатуры на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда принимается большинством не менее трех четвертых голосов от общего числа членов Совета по делам правосудия.



  1. Президент повторно внесенную Советом по делам правосудия кандидатуру совместно с ранее внесенными кандидатами, по которым не имеется обстоятельств, препятствующих их избранию на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда, представляет в Жогорку Кенеш в течение 10 рабочих дней со дня поступления повторного предложения Совета по делам правосудия.


В случае согласия Совета по делам правосудия с обстоятельствами, изложенными Президентом, Совет по делам правосудия в течение 10 рабочих дней предлагает в порядке очередности новую кандидатуру из соответствующего списка кандидатов в зависимости от полученного количества баллов.


Повторные предложения Совет по делам правосудия вносит до полного использования сформированного списка кандидатов на указанную должность. В случае полного использования сформированного списка кандидатов Совет по делам правосудия объявляет новый конкурсный отбор на оставшиеся вакантные места.



  1. По представленной кандидатуре Жогорку Кенеш принимает решение не позднее 2 недель со дня поступления представления.

  2. В случае неизбрания Жогорку Кенешем представленной кандидатуры на должность судьи Конституционного суда, Верховного суда Президент вносит по предложению Совета по делам правосудия другую кандидатуру из списка кандидатов на указанную должность.

  3. Жогорку Кенеш рассматривает представление Президента по новой кандидатуре для избрания судьей Конституционного суда, Верховного суда и принимает решение в срок не позднее 2 недель со дня поступления представления.

  4. Судьями Конституционного суда, Верховного суда не могут быть лица:


1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;


2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;


3) уволенные из правоохранительных органов и органов прокуратуры в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительных органов и органов прокуратуры или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 22 Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»;


4) лицензия на право занятия нотариальной деятельностью у которых отозвана по основаниям, предусмотренным абзацами седьмым-девятым части четвертой статьи 13 Закона Кыргызской Республики «О нотариате»;


5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо в отношении которых уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям;


6) имеющие гражданство иностранного государства.


Статья 20. Порядок назначения и освобождения председателя и заместителя председателя Конституционного суда, Верховного суда



  1. Из числа судей Конституционного суда, Верховного суда Президент по предложению Совета судей с согласия не менее половины от общего числа депутатов Жогорку Кенеша назначает председателей Конституционного суда, Верховного суда сроком на 5 лет.

  2. Заместители председателя Конституционного суда, Верховного суда назначаются Президентом по представлению председателя Конституционного суда, Верховного суда сроком на 5 лет.

  3. Председатель, заместитель председателя Конституционного суда, Верховного суда могут быть освобождены от должности председателя, заместителя председателя Конституционного суда, Верховного суда по собственному желанию, в связи с истечением срока полномочий, на который они были назначены, временного отстранения от должности судьи Конституционного суда, Верховного суда в случае нарушения требований безупречности судьи и прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным настоящим конституционным Законом.


Глава 4. Порядок назначения судей местных судов, их перевод, назначение председателя, заместителя председателя местного суда


Статья 21. Требования, предъявляемые к судьям местных судов



  1. Судьей местного суда может быть гражданин Кыргызской Республики не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование по специальности «Юриспруденция» или высшее образование по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением академической степени «магистр» при наличии академической степени «бакалавр» по соответствующему направлению и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.

  2. Судьями местных судов не могут быть лица:


1) имеющие судимость, в том числе снятую или погашенную;


2) ранее освобожденные от должности судьи Кыргызской Республики в связи с небезупречным поведением;


3) уволенные из правоохранительных органов и органов прокуратуры в связи с дискредитацией звания сотрудника правоохранительных органов и органов прокуратуры или лишенные лицензии на право занятия адвокатской деятельностью по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 22 Закона Кыргызской Республики «Об Адвокатуре Кыргызской Республики и адвокатской деятельности»;


4) лицензия на право занятия нотариальной деятельностью у которых отозвана по основаниям, предусмотренным абзацами седьмым-девятым части четвертой статьи 13 Закона Кыргызской Республики «О нотариате»;


5) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступления либо в отношении которых уголовное преследование прекращено по не реабилитирующим основаниям;


6) имеющие гражданство иностранного государства.



  1. В стаж работы по юридической профессии, необходимый для занятия должности судьи, засчитывается время работы в следующих должностях:


1) депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;


2) сотрудников представительств Президента и Кабинета Министров Кыргызской Республики (далее — Кабинет Министров) в Жогорку Кенеше, высших судах;


3) сотрудников юридических подразделений и подразделений, ведающих вопросами обороны и правоохранительных органов, а также подразделений Администрации Президента, работа которых сопряжена с разрешением вопросов права;


4) сотрудников юридических подразделений, отделов комитетов, ведающих вопросами правопорядка, прав человека, конституционного законодательства, государственного устройства и судебно-правовыми вопросами Аппарата Жогорку Кенеша, а также консультантов и помощников депутатов Жогорку Кенеша, имеющих высшее юридическое образование;


5) работников аппаратов Конституционного суда и Верховного суда;


6) работников аппаратов местных судов;


7) работников уполномоченного государственного органа;


8) работников органов прокуратуры;


9) сотрудников системы юстиции;


10) сотрудников юридических служб, следственных подразделений органов внутренних дел;


11) сотрудников юридических служб, следственных подразделений службы национальной безопасности;


12) сотрудников юридических служб, следственных подразделений таможенных органов;


13) сотрудников юридических служб министерств, государственных комитетов и административных ведомств, а также их подведомственных учреждений;


14) сотрудников юридических служб аппаратов государственных комиссий, фондов Кыргызской Республики;


15) сотрудников юридических служб аппаратов местных государственных администраций и органов местного самоуправления;


16) сотрудников Аппарата Акыйкатчы (Омбудсмена) Кыргызской Республики, имеющих высшее юридическое образование;


17) сотрудников юридических служб юридических лиц независимо от форм собственности;


18) адвокатов Кыргызской Республики;


19) нотариусов Кыргызской Республики;


20) профессорско-преподавательского состава, ученого секретаря высшего учебного заведения, занимающихся вопросами права.


При этом в стаж работы по специальности засчитывается время работы на должностях, замещение которых требует обязательного наличия высшего юридического образования.


Статья 22. Конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда



  1. Отбор кандидатов на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда осуществляется Советом по делам правосудия на конкурсной основе.


При этом замещение вакантной должности производится после рассмотрения председателем Верховного суда вопросов о возможности проведения ротации судей (перевод судьи из одного местного суда в другой) с последующим информированием Совета по делам правосудия об открывшейся вакансии.



  1. Отбор претендентов на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда осуществляется путем проведения конкурсного отбора.

  2. Вакантная должность судьи местного суда образуется в связи:


1) с истечением срока полномочий судьи местного суда;


2) с достижением предельного возраста, установленного Конституцией;


3) с досрочным прекращением полномочий судьи местного суда;


4) с введением новых штатных единиц судей местных судов;


5) с образованием специализированных судов.



  1. Совет по делам правосудия объявляет конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда не позднее 60 дней до достижения предельного возраста судьи местного суда либо не позднее 20 дней со дня принятия акта о досрочном прекращении полномочий судьи местного суда. Объявление о конкурсе размещается в государственном печатном органе, а также на сайте Совета по делам правосудия.


Судья местного суда вправе не ранее 80 и не позднее 60 дней до окончания срока его полномочий обратиться с заявлением в Совет по делам правосудия о назначении его судьей местного суда. В этом случае Совет по делам правосудия в 2-недельный срок со дня поступления заявления рассматривает его по правилам, предусмотренным статьей 24 настоящего конституционного Закона. При этом если кандидатура не предлагается Советом по делам правосудия на назначение судьей местного суда, то на предстоящую вакантную должность судьи местного суда объявляется конкурс не позднее 5 дней со дня отклонения кандидатуры действующего судьи. Такой судья вправе участвовать в других конкурсах на вакантные должности судей не ранее чем через один год со дня отклонения его кандидатуры Советом по делам правосудия.



  1. При образовании вакансии на основании пунктов 4 и 5 части 3 настоящей статьи объявление о проведении конкурса на замещение вакантной должности судьи местного суда размещается в государственном печатном органе Кыргызской Республики, а также на сайте Совета по делам правосудия не позднее 20 дней со дня образования вакансии.


Статья 23. Порядок представления документов на конкурс на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда



  1. Заявление и документы претендента на замещение освобождаемой или вакантной должности судьи местного суда представляются претендентом лично либо по почте.


Заявление претендента на освобождаемую или вакантную должность судьи местного суда в адрес Совета по делам правосудия представляется в Судебный департамент.


К заявлению прилагаются:


1) копия паспорта, свидетельствующего о гражданстве и возрасте претендента;


2) заверенная копия диплома о высшем юридическом образовании по специальности «Юриспруденция» или высшем образовании по направлению подготовки «Юриспруденция» с присвоением академической степени «магистр» при наличии академической степени «бакалавр» по соответствующему направлению;


3) заверенные копии трудовой книжки, иных документов, подтверждающих наличие у претендента стажа работы по юридической профессии;


4) медицинское заключение о состоянии здоровья, выданное в течение 6 месяцев перед участием в конкурсе, с указанием отсутствия у претендента заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи;


5) документ, подтверждающий наличие дополнительного требования, предъявляемого к претенденту, предусмотренного настоящим конституционным Законом.


К заявлению могут быть приложены иные документы (отзывы, рекомендации), характеризующие личность претендента.


Перечень заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, устанавливается Кабинетом Министров.



  1. Документы судей Конституционного суда, Верховного суда формируются аппаратами Конституционного суда, Верховного суда и передаются в Судебный департамент.


Документы судей местных судов формируются Судебным департаментом.



  1. Документы действующих судей Кыргызской Республики должны содержать:


1) личное дело судьи;


2) данные за время работы на судейской должности, отражающие количество и качество рассмотренных дел;


3) данные о наградах, поощрениях и взысканиях.



  1. Срок подачи заявлений и документов претендентов на вакантную должность судьи местного суда устанавливается Советом по делам правосудия и не может быть меньше 14 дней со дня опубликования объявления.


Не принимаются документы, представленные по истечении установленного настоящей статьей срока.


Судебный департамент после принятия заявления и приложенных к нему документов самостоятельно запрашивает информацию о судимости претендента у соответствующих органов.


Соответствующий уполномоченный орган обязан в срок не позднее 10 дней направить информацию о наличии либо отсутствии судимости у претендента.



  1. Лица, чьи документы на участие в конкурсе на замещение вакантной должности судьи местного суда приняты, включаются в список претендентов. Список претендентов публикуется в государственном печатном органе Кыргызской Республики и на сайте Совета по делам правосудия не позднее 40 дней со дня публикации объявления о конкурсе для получения откликов о профессиональных и моральных качествах претендентов.


Срок для получения откликов определяется Советом по делам правосудия.


Статья 24. Конкурсный отбор



  1. Конкурсный отбор — процесс, который осуществляется независимым коллегиальным органом — Советом по делам правосудия с целью выявления лиц, имеющих высокий уровень юридических знаний, отвечающих требованиям к личности обладателя, квалификации и поведению для представления их на должности судей Конституционного суда, Верховного суда и местных судов.


Конкурсный отбор осуществляется путем проведения собеседования для определения важных профессиональных и волевых качеств кандидатов.


К собеседованию допускаются:


1) действующие судьи, срок полномочий которых истекает;


2) лица, имеющие судейский стаж работы, у которых при этом срок перерыва между подачей заявления на участие в конкурсе и освобождением лица от должности судьи либо прекращением полномочий судьи не превышает 10 лет;


3) лица, прошедшие тестирование на знание законодательства Кыргызской Республики.



  1. При допуске к собеседованию Совет по делам правосудия изучает:


1) документы кандидатов и соответствие их требованиям закона;


2) декларации о доходах и расходах кандидата, представляющего сведения в соответствии с законодательством о декларировании, его супруга (супруги), близких родственников;


3) иную информацию (отзывы на кандидата, рекомендации), подтверждающую безупречность поведения кандидата.


Совет по делам правосудия обязан запросить в отношении кандидата, претендующего на замещение вакантной должности судьи, декларации о доходах и расходах кандидата, представляющего сведения в соответствии с законодательством о декларировании, его супруга (супруги), близких родственников.


По результатам изучения документов Совет по делам правосудия принимает решение о допуске кандидата к конкурсному отбору. Решение о допуске кандидата принимается Советом по делам правосудия открытым голосованием большинством от общего числа членов Совета.



  1. Собеседование проводится в порядке, определяемом Советом судей.


Вопросы собеседования утверждаются Советом судей ежегодно и публикуются на сайте Совета по делам правосудия и в средствах массовой информации.



  1. Список кандидатов, предлагаемый Советом по делам правосудия Президенту для представления или назначения, формируется в порядке убывания согласно полученным баллам при прохождении конкурсного отбора, но не ниже порогового балла, установленного Советом судей.

  2. Кандидаты, получившие наибольшее количество баллов по итогам конкурса, представляются Советом по делам правосудия Президенту для представления или назначения в количестве, равном вакантным местам.

  3. Кандидаты, прошедшие конкурсный отбор и преодолевшие пороговый балл, но не представленные Президенту, остаются в списке кандидатов. Кандидаты, не набравшие пороговый балл, а также кандидаты, материалы которых возвращены в Совет по делам правосудия мотивированным решением Президента, вправе участвовать в других конкурсных отборах на вакантные должности судей не ранее чем через один год.


Представление кандидатов из соответствующего списка производится в порядке очередности в зависимости от полученного кандидатом количества баллов в порядке, установленном настоящим конституционным Законом. Кандидаты исключаются из списка кандидатов по мере их представления Советом по делам правосудия Президенту.



  1. Список кандидатов расформировывается Советом по делам правосудия в случаях назначения или избрания всех ранее предложенных кандидатур, заполнения всех вакантных должностей судей либо полного использования сформированного списка кандидатов на указанные должности.

  2. Все материалы конкурсного отбора приобщаются к личному делу кандидата. Личные дела кандидатов, участвовавших в конкурсе, не возвращаются и хранятся в Судебном департаменте.


Статья 25. Порядок назначения кандидатов на должности судей местных судов и направления их в местные суды для осуществления полномочий судей местных судов



  1. Судьи местных судов назначаются Президентом из числа лиц, прошедших конкурсный отбор и предложенных Советом по делам правосудия.

  2. Представление на кандидатуру на назначение судьей местного суда вносится Президенту по результатам конкурсного отбора.


Президент своим мотивированным решением вправе возвратить Совету по делам правосудия материалы по представленной кандидатуре в течение 10 рабочих дней со дня их получения.


В этом случае Совет по делам правосудия в течение 10 рабочих дней предлагает в порядке очередности новую кандидатуру из списка кандидатов в зависимости от полученного количества баллов.


Повторные предложения Совета по делам правосудия вносятся до полного использования сформированного списка кандидатов на указанную должность. В случае полного использования сформированного списка кандидатов Совет по делам правосудия проводит новый конкурс.



  1. Назначение судей местных судов осуществляется указом Президента на срок, предусмотренныйКонституцией.


Назначенный указом Президента судья местного суда направляется в конкретный местный суд для осуществления полномочий судьи местного суда.


Статья 26. Основания и порядок перевода (ротации) судьи местного суда



  1. Судья местного суда может быть переведен из одного местного суда в другой местный суд по следующим основаниям:


1) по собственному желанию;


2) в случае реорганизации суда, изменения его структуры и штатной численности судей;


3) в целях государственной защиты судей по не зависящим от судьи и государства обстоятельствам;


4) в случае осуществления полномочий судьи местного суда в одном суде более 7 лет;


5) при возникновении вакансии в штатной численности местного суда — в порядке, установленном настоящим конституционным Законом.


Порядок осуществления председателем Верховного суда перевода (ротации) судей местного суда определяется утвержденным им положением.



  1. Перевод (ротация) судей по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 4 части 1 настоящей статьи, осуществляется председателем Верховного суда в отношении судей, назначенных до достижения предельного возраста, по их заявлению. В случае, предусмотренном пунктом 4 части 1 настоящей статьи, представляется справка уполномоченного государственного органа об осуществлении судьей полномочий судьи местного суда более 7 лет. Заявления судей подаются в Судебный департамент на имя председателя Верховного суда.


Председатель Верховного суда, рассмотрев заявления судей о переводе (ротации), удовлетворяет их и вносит представление Президенту о переводе (ротации) судей лишь при обоюдном согласии судей о переводе (ротации).


Судья, переведенный из одного местного суда в другой, вправе повторно обратиться с заявлением о переводе (ротации) не ранее чем через 5 лет со дня последнего перевода (ротации).



  1. В случае реорганизации местного суда, изменения его структуры с передачей штатных единиц судей в другие местные суды председателем Верховного суда заслушиваются мнения судей относительно перевода (ротации) их в суды, куда передаются штатные единицы судей реорганизуемого суда либо суда, структура которого изменена. Решение председателя Верховного суда о переводе (ротации) судей принимается с учетом всех обстоятельств и возможности работы судей на новом месте.

  2. Председатель Верховного суда рассматривает вопрос о переводе (ротации) в целях государственной защиты судей по не зависящим от судьи и государства обстоятельствам безотлагательно. Основанием для рассмотрения этого вопроса является обращение председателя соответствующего местного суда или обращение судьи, подтвержденное соответствующими материалами правоохранительных органов. Решение председателя Верховного суда о переводе (ротации) в целях государственной защиты судей принимается после изучения всех обстоятельств и определения обоснованности имеющейся угрозы судье.

  3. Перевод (ротация) судьи местного суда, назначенного на определенный срок, в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 1 настоящей статьи, осуществляется на оставшийся срок его полномочий.

  4. Решение о переводе (ротации) судьи принимается председателем Верховного суда и направляется Президенту для издания соответствующего указа. Указ подлежит подписанию в течение 10 дней со дня поступления решения председателя Верховного суда.


Президент своим мотивированным решением вправе возвратить председателю Верховного суда материалы по представленной кандидатуре в течение 10 рабочих дней со дня их поступления по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 3 части 1 настоящей статьи.


Статья 27. Порядок назначения и освобождения председателей и заместителей председателей местных судов



  1. Председатели и заместители председателей местных судов назначаются председателем Верховного суда из числа судей местных судов сроком на 5 лет.

  2. Председатели и заместители председателей местных судов могут быть освобождены от должности председателей и заместителей председателей местных судов по собственному желанию, в связи с истечением срока полномочий, на который они были назначены, временного отстранения от должности судьи местного суда в случае нарушения требований безупречности судьи при неоднократном применении мер дисциплинарного взыскания и прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным настоящим конституционным Законом.


Глава 5. Основания и порядок отстранения от должности, прекращения полномочий судьи


Статья 28. Временное отстранение судьи от должности



  1. Судья временно отстраняется от должности (отстраняется от исполнения обязанностей судьи) в случае дачи согласия Советом судей на привлечение его к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого).

  2. В случае дачи согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности (привлечение в качестве обвиняемого) Совет судей вносит предложение о временном его отстранении от должности судьи Конституционного суда, Верховного суда Президенту для последующего внесения предложения в Жогорку Кенеш, местного суда — Президенту.

  3. Временное отстранение судьи от должности не влечет приостановления выплат судье заработной платы и иных видов материального и социального обеспечения судьи.

  4. Судья, временно отстраненный от должности, восстанавливается в ранее занимаемой должности (считается приступившим к исполнению обязанностей судьи) органом, его избравшим или назначившим, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о временном отстранении его от должности.


Статья 29. Основания и порядок прекращения полномочий судьи



  1. Полномочия судьи прекращаются в связи с достижением предельного возраста, истечением срока полномочий.

  2. Полномочия судьи прекращаются досрочно в случаях:


1) подачи письменного заявления об уходе в отставку;


2) подачи письменного заявления по собственному желанию;


3) неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия судьи, подтвержденной заключением медицинской комиссии;


4) назначения судьи Конституционного суда, Верховного суда судьей местного суда, избрания судьи местного суда судьей Конституционного суда, Верховного суда;


5) перехода на другую работу, не связанную с осуществлением правосудия;


6) выхода из гражданства Кыргызской Республики либо приобретения гражданства другого государства;


7) ограничения дееспособности судьи либо признания его недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;


8) его смерти;


9) объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу;


10) признания его безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;


11) отказа судьи местного суда от перевода в другой местный суд по основаниям, предусмотренным пунктом 2 части 1 статьи 26 настоящего конституционного Закона;


12) вступления в законную силу решения суда о применении к нему принудительных мер медицинского характера;


13) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда либо постановления о превращении уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;


14) применения дисциплинарного взыскания в виде досрочного освобождения от должности судьи;


15) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи;


16) членства в политических партиях, его выступлений в поддержку какой-либо политической партии;


17) регистрации его в качестве кандидата в Президенты, депутаты местного кенеша;


18) включения в зарегистрированный список политической партии, участвующей в выборах в Жогорку Кенеш.



  1. Полномочия судьи прекращаются путем освобождения от должности судьи Президентом или Жогорку Кенешем соответственно со дня появления оснований, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, по предложению Совета судей. В случае отмены решений суда, предусмотренных пунктами 9, 10, 13 части 2 настоящей статьи, полномочия судьи местного суда возобновляются Президентом, а полномочия судьи Конституционного суда, Верховного суда — Жогорку Кенешем.

  2. Письменное заявление об уходе в отставку может быть отозвано в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления.


Статья 30. Отставка судьи



  1. Отставкой судьи признается уход судьи с должности.

  2. Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста. Судья считается ушедшим в отставку, если его поведение как судьи является безупречным и его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным частью 1, пунктами 1-3, 5, 11, 17 и 18 части 2статьи 29настоящего конституционного Закона.

  3. Судья, ушедший в отставку, приобретает статус судьи в отставке. Документ, удостоверяющий статус судьи в отставке, выдается в порядке, установленном Советом судей.

  4. За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи в отставке, принадлежность к судейскому сообществу, гарантии неприкосновенности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

  5. Статус судьи в отставке сохраняется до тех пор, пока судья в отставке сохраняет гражданство Кыргызской Республики и не совершит поступок, порочащий его и тем самым умаляющий авторитет судебной власти.

  6. Порядок и условия прекращения пребывания судьи в отставке утверждаются Советом судей.


Глава 6. Ответственность судей


Статья 31. Дисциплинарная ответственность судей



  1. Судья привлекается к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

  2. Дисциплинарным проступком признается виновное действие или бездействие судьи при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, выразившееся в:


1) очевидном и грубом нарушении законности при осуществлении правосудия;


2) грубом нарушении Кодекса чести судьи Кыргызской Республики;


3) разглашении тайны совещательной комнаты или тайны, ставшей известной судье при рассмотрении дела в закрытом судебном заседании;


4) неуведомлении Совета судей в установленном законом порядке о любом виде вмешательства в его деятельность при отправлении правосудия или осуществлении других полномочий, предусмотренных законом, а также любого другого вмешательства, не предусмотренного законом;


5) непредставлении или несвоевременном декларировании своего имущества, доходов и расходов, отражении при этом заведомо ложных сведений;


6) грубом нарушении правил трудового распорядка, повлекшем отрицательные последствия в работе суда;


7) грубом нарушении иных требований, предусмотренных пунктами 1-6 и 8 части 2 статьи 7 настоящего конституционного Закона, предъявляемых к судье.



  1. Отмена или изменение судебного акта не влекут дисциплинарной ответственности судьи, за исключением случая, когда такие отмена или изменение судебного акта стали следствием грубого нарушения закона.

  2. Привлечение судьи к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка влечет применение одной из следующих мер дисциплинарного взыскания:


1) предупреждение;


2) замечание;


3) выговор;


4) досрочное освобождение судьи от занимаемой должности.


За каждый дисциплинарный проступок налагается лишь одно дисциплинарное взыскание с учетом характера дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствий его совершения, формы вины, личности судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степени нарушения действиями (бездействием) судьи прав, свобод и законных интересов физических (юридических) лиц.


Судья считается непривлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если в течение срока действия дисциплинарного взыскания, предусмотренного абзацем вторым части 5 настоящей статьи, после наложения соответствующего дисциплинарного взыскания он не совершил нового дисциплинарного проступка.



  1. Предупреждение может налагаться на судью в форме устного порицания действий (бездействия) судьи, замечание и выговор — в форме письменного порицания действий (бездействия) судьи.


Срок действия предупреждения составляет 6 месяцев, замечания — 9 месяцев, выговора — 12 месяцев.


Предупреждение, замечание или выговор могут быть сняты Советом судей не ранее чем после истечения половины срока действия соответствующего примененного дисциплинарного взыскания.



  1. Досрочное освобождение судьи от занимаемой должности за совершение дисциплинарного проступка может налагаться на судью в исключительных случаях как крайняя мера дисциплинарного взыскания за нарушение судьей требований безупречности, подтвержденное решением Совета судей.


По указанному в настоящей части основанию судьи Конституционного суда, Верховного суда могут быть досрочно освобождены от занимаемой должности Жогорку Кенешем большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Жогорку Кенеша по представлению Президента, а судьи местных судов — Президентом.



  1. В случае нарушения порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности в виде досрочного освобождения судьи от занимаемой должности решение Совета судей может быть обжаловано в суд.


Решение Совета судей о применении к судье других видов дисциплинарного взыскания не подлежит обжалованию.


Решение Жогорку Кенеша, Президента о досрочном освобождении судьи Конституционного суда, Верховного суда и местного суда обжалованию не подлежит.



  1. Порядок рассмотрения вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности, наложения и снятия с них дисциплинарных взысканий устанавливается Законом Кыргызской Республики «Об органах судейского самоуправления».


Статья 32. Порядок привлечения судьи к уголовной и иной ответственности, налагаемой в судебном порядке



  1. Привлечение судьи к уголовной ответственности допускается с согласия Совета судей.

  2. Для получения согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности при наличии достаточных оснований после регистрации в Едином реестре преступлений Генеральный прокурор Кыргызской Республики вносит в Совет судей представление о получении согласия на привлечение судьи к уголовной ответственности, в котором указываются обстоятельства уголовного дела и статья уголовного закона, по которой судья подозревается.

  3. Для получения согласия на привлечение судьи к иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, представление в Совет судей вносит соответствующий государственный орган.

  4. В случае изменения квалификации состава преступления или иного правонарушения в ходе расследования их, которое может повлечь ухудшение положения судьи, привлечение судьи к ответственности допускается в порядке, установленном настоящей статьей.

  5. Совет судей отказывает в удовлетворении представления о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, если доводы в представлении основаны на позиции, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий.

  6. Не допускается повторное внесение представления о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, по тем же основаниям в случае принятия Советом судей решения об отказе в даче такого согласия.

  7. Судьи, полномочия которых прекращены, привлекаются к уголовной ответственности за деяния, совершенные ими в период осуществления полномочий судьи, в порядке, определяемом настоящей статьей.

  8. Решение Совета судей о даче согласия на привлечение судьи к уголовной или иной ответственности, налагаемой в судебном порядке, обжалованию не подлежит.


Глава 7. Социальные гарантии статуса судей


Статья 33. Материальное обеспечение судей



  1. Судьи обеспечиваются оплатой труда из средств республиканского бюджета, предусмотренных для финансирования судебной власти.


Условия оплаты труда судей определяются Президентом по предложению Совета судей. Размер оплаты труда судей не может быть уменьшен в период пребывания их в должности.



  1. Судье, нуждающемуся в жилье или в его улучшении, предоставляется служебное жилье либо компенсация затрат в связи с арендой жилья или выделяются из бюджета судебной системы достаточные финансовые средства для улучшения жилищных условий.


Служебное жилье судье выделяется по месту нахождения суда, в котором судья осуществляет свои полномочия. Размер площади служебного жилья не может быть меньше 20 квадратных метров жилой площади, приходящейся на каждого члена семьи судьи.


Служебное жилье приватизации не подлежит.


Судья, полномочия которого прекращены в связи с достижением предельного возраста, имеющий стаж судейской работы не менее 20 лет и занимавший служебное жилье, обеспечивается жильем в виде отдельной квартиры или дома за счет средств государственного бюджета либо ему оказывается содействие в индивидуальном жилищном строительстве.


Порядок обеспечения жильем или оказания содействия в индивидуальном жилищном строительстве определяется Кабинетом Министров с согласия Совета судей.



  1. Судье устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней с выплатой пособия для оздоровления в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке.


Судье предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск с учетом стажа его работы по юридической профессии:


1) от 5 до 10 лет — 2 рабочих дня;


2) от 10 до 15 лет — 4 рабочих дня;


3) от 15 до 20 лет — 6 рабочих дней;


4) свыше 20 лет — 8 рабочих дней.


Судьям-женщинам предоставляется отпуск по беременности и родам, а также по уходу за ребенком в соответствии с трудовым законодательством.


Судье по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы в соответствии с трудовым законодательством.



  1. Судьи обеспечиваются бесплатной формой одежды (мантией).


Описание форменной одежды (мантии), порядок выдачи судьям форменной одежды (мантии), сроки ее ношения и списание утверждаются Советом судей.


Статья 34. Меры социальной защиты судьи и членов его семьи



  1. Судьи подлежат обязательному медицинскому страхованию за счет средств государства. Расходы, связанные с лечением в период болезни, компенсируются за счет средств государства. В период болезни судьи, подтвержденной медицинской справкой, за ним сохраняется среднемесячная заработная плата.


Порядок обязательного медицинского страхования за счет средств государства и компенсации расходов, связанных с лечением в период болезни судьи, утверждается Кабинетом Министров.


В случае причинения судье в связи с исполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью, ему ежемесячно выплачивается компенсация в виде разницы между заработной платой и назначенной пенсией без зачета выплат, полученных по обязательному государственному страхованию.



  1. Жизнь судьи подлежит обязательному государственному страхованию за счет средств республиканского бюджета.


В случае смерти судьи, а также в случае прекращения полномочий судьи по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 2 статьи 29 настоящего конституционного Закона, его семье выплачивается единовременное пособие из расчета его среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.



  1. Лицам, полномочия которых прекращены в соответствии с пунктами 1 и 2 части 2статьи 29настоящего конституционного Закона, при наличии судейского стажа 20 и более лет; в соответствии с пунктами 3 и 7 части 2 статьи 29 настоящего конституционного Закона; в связи с достижением предельного возраста; в связи с истечением сроков полномочий при наличии стажа судейской работы 15 и более лет выплачивается единовременное пособие из расчета среднемесячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее его годовой заработной платы.


При этом лицам, перечисленным в абзаце первом настоящей части и вновь избранным или назначенным судьями, в случае получения ими единовременного пособия при предыдущем освобождении от должности или прекращении полномочий судьи засчитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента последнего избрания или назначения.



  1. Судьям, достигшим пенсионного возраста, выплачивается пенсия на общих основаниях в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.


Лицам, перечисленным в части 3 настоящей статьи, а также судьям в отставке начисляется надбавка к назначенной пенсии в следующем порядке и размерах:


1) при стаже работы в качестве судьи от 15 до 20 лет — надбавка в 1,5-кратном размере от назначенной пенсии;


2) при стаже работы в качестве судьи от 20 до 25 лет — надбавка в 2-кратном размере от назначенной пенсии;


3) при стаже работы в качестве судьи 25 и более лет — надбавка в 2,5-кратном размере от назначенной пенсии.



  1. Исчисление стажа судейской работы и размер пенсии для начисления надбавок устанавливаются к моменту прекращения полномочий судьи или освобождения судьи от должности.

  2. Лицам, проработавшим судьями Конституционной палаты Верховного суда, Конституционного суда, размер надбавок к пенсии определяется в соответствии с частями 4 и 5 настоящей статьи с учетом стажа работы по юридической профессии.

  3. Выплата надбавок, установленных настоящей статьей, осуществляется из средств республиканского бюджета через Социальный фонд Кыргызской Республики.


Статья 35. Государственная защита судей



  1. Государственная защита судей обеспечивается при наличии угрозы посягательства на жизнь, здоровье и имущество судьи в связи с его служебной деятельностью и осуществляется следующими мерами безопасности:


1) личная охрана, охрана жилья и имущества;


2) выдача оружия, специальных средств индивидуальной защиты и оповещения об опасности;


3) временное помещение в безопасное место;


4) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом судье;


5) рекомендация о переводе (ротации) в другой суд, изменении места работы (службы);


6) переселение на другое место жительства.



  1. При необходимости указанные меры безопасности могут применяться и в отношении близких родственников судьи. Применяемые меры безопасности не должны ущемлять жилищных, трудовых, пенсионных и иных прав защищаемых лиц.

  2. Условия и порядок применения мер безопасности устанавливаются Кабинетом Министров.


Глава 8. Заключительные положения


Статья 36. Порядок вступления в силу настоящего конституционного Закона



  1. Настоящий конституционный Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

  2. Со дня вступления в силу настоящего конституционного Закона признать утратившими силу:


1) конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 9 июля 2008 года № 141 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2008 г., № 6/2, ст.605);


2) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 19 января 2010 года № 6 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2010 г., № 1, ст.6);


3) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 13 июня 2011 года № 41 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2011 г., № 6, ст.536);


4) конституционный Закон Кыргызской Республики «О приостановлении действия некоторых норм конституционного Закона Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 25 января 2012 года № 4 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 1, ст.1784);


5) статьи 2 и 3 конституционного Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Кыргызской Республики» от 26 мая 2012 года № 66 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 5, ст.2290);


6) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении дополнения и изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 10 августа 2012 года № 167 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2012 г., № 7, ст.2778);


7) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения и дополнения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 11 июля 2013 года № 130 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2013 г., № 7, ст.887);


8) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 26 июня 2014 года № 94 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 6, ст.453);


9) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 7 июля 2014 года № 116 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2014 г., № 7, ст.653);


10) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 27 июля 2016 года № 149 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 7, ст.867);


11) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 29 ноября 2016 года № 192 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 10, ст.1054);


12) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 8 декабря 2016 года № 194 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 11, ст.1171);


13) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменения в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 23 декабря 2016 года № 216 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2016 г., № 11, ст.1193);


14) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 28 июля 2017 года № 148 (Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 2017 г., № 7-8, ст.750);


15) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 31 марта 2020 года № 31 (газета «Эркин Тоо» от 3 апреля 2020 года № 32);


16) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 11 апреля 2020 года № 40 («Нормативные акты Кыргызской Республики» от 25 мая 2020 года № 18-21);


17) конституционный Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений в конституционный Закон Кыргызской Республики «О статусе судей Кыргызской Республики» от 24 июня 2021 года № 76 (газета «Эркин Тоо» от 29 июня 2021 года № 75).



  1. Рекомендовать судебным органам и органам судейского самоуправления, Кабинету Министров принять меры, вытекающие из настоящего конституционного Закона.

  2. Кабинету Министров привести свои решения в соответствие с настоящим конституционным Законом.









         Президент


Кыргызской Республики

 


С.Н. Жапаров









Принят Жогорку Кенешем


Кыргызской Республики

30 сентября 2021 года